А. М. Антипов

Книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» в школьном историко-литературном курсе

Книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» не включена в школьные программы. Несмотря на это, она привлекает особое внимание учителей-словесников Дальнего Востока. Так, в практике школьного преподавания литературы к этой книге обращаются в процессе знакомства с биографией А. П. Чехова. Как правило, учащимся предлагается художественно-биографический рассказ учителя, в основе которого лежат эпистолярные, мемуарные источники, чтение отдельных фрагментов книги «Остров Сахалин». При этом свою задачу учитель видит прежде всего в объяснении причин, побудивших А. П. Чехова отправиться на Сахалин, и в пробуждении интереса к книге. Практикуются и сообщения учащихся.

Признавая несомненную ценность такой работы, отметим, что ее основная часть может быть выполнена самими учащимися. Общеизвестно, что только деятельностный подход к обучению способствует сознательному, прочному усвоению знаний, овладению способами их приобретения, развитию творческих и познавательных возможностей ученика. Поэтому, продумывая систему работы над книгой «Остров Сахалин», в качестве основных методов и приемов работы мы выбираем те, которые побуждают учащихся к самостоятельному получению знаний. Включая старшеклассников в разнообразные виды деятельности, мы предлагаем им групповые и индивидуальные задания.

Представим разработанный нами вариант изучения книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» в процессе знакомства с жизнью и творчеством писателя.

Прежде всего отметим, что учителю приходится решать серьезную методическую проблему, связанную с организацией восприятия обзорно изучаемого материала. Для ее решения необходимо наметить определенную систему работы над темой, в которой значительное место отводится опережающей подготовке учащихся. Класс делится на несколько групп, каждая из которых получает свои вопросы и задания. Ими учащиеся руководствуются при чтении книги до ее разбора в классе. Тем самым организуются предварительное чтение произведения и подготовка небольших сообщений по группам.

Предлагаем образцы вопросов и заданий.

Задание 1 (индивидуальное).

Составьте художественно-биографический рассказ о подготовке А. П. Чехова к поездке на Сахалин, опираясь на эпистолярное наследие писателя (письма конца 1889 г. и января – марта 1890 г. М. Н. Галкину-Враскому, А. С. Суворину, А. П. Чехову, И. П. Леонтьеву (Щеглову).

Задание 2 (индивидуальное).

Подготовьте информативное сообщение «Трудности пути» (по письмам А. П. Чехова: апрель – июнь 1890 г.).

Задание 3 (индивидуальное).

Составьте маршрутную карту путешествия А. П. Чехова из Москвы до Сахалина и по Сахалину, используя письма А. П. Чехова и дополнительную литературу.

Задание 4 (групповое).

Прочитайте главы из книги «Остров Сахалин» III, IV, V, VI, VII. Какое впечатление произвело на вас прочитанное? Какой эпизод вызвал наиболее сильное волнение? Почувствовали ли вы отношение Чехова к изображенной картине жизни ссыльных? Согласны ли вы с утверждением, что «книга о Сахалине изображала не только ужасы каторжного острова, но и ложь о нем, распространявшуюся... официальной пропагандой» (Б. В. Катаев).

Задание 5 (групповое).

Прочитайте главы XV, XVII, XVIII, XIX.

С каким настроением вы закончили чтение? В чем проявляется авторское отношение к изображаемому? Каковы особенности авторской речи (интонация, лексика) в этих главах? Найдите примеры, подтверждающие справедливость следующего высказывания: «Эта своеобразнейшая книга сочетает глубину и точность подлинного научного исследования с художественностью...» (В. Ермилов).

Задание 6 (групповое)

Прочитайте главы XX, XXI, XXII.

Что испытали вы, читая эти главы? Подумайте, почему XX и XXI главы не были допущены к первой публикации книги в журнале «Русская мысль»? Докажите справедливость мнения литературоведа Г. П. Бердникова: «Остров Сахалин» – это не только разностороннее добросовестное исследование, это гуманистическая книга, полная дум о человеке и русской жизни.

Задание 7 (групповое).

Прочитайте главы II, IV, IX, XII, XIII.

Известно чеховское требование художественной простоты, высказанное им в письме М. Горькому (3 января 1899 г.): «Красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь» и т. п. Какие средства языка использует А. П. Чехов в изображении природы (приведите примеры)? Подтвердите правоту исследователя А. П. Чудакова: «Ему [Чехову] было свойственно чувство внутренней близости к природе, ощущение себя как ее части и своей зависимости от нее; его настроение барометрически реагировало на атмосферно-погодные изменения».

Таким образом, учащиеся самостоятельно до анализа произведения на уроке продумывают ответы на вопросы, что очень важно для организации восприятия обзорно изучаемого произведения.

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором освещаются следующие вопросы: причины поездки Чехова на Сахалин, маршрут поездки, деятельность писателя на острове, работа над книгой, отзывы современников о ней. С рассказом учителя тематически и организованно связаны сообщения учащихся, выполняющих задание 1-3.

Следующий этап урока и важный этап организации, углубления, обогащения восприятия – анализ книги «Остров Сахалин». Эта работа предполагает проверку заданий 4–7 и обсуждение вопросов об авторе, своеобразии жанра и стиля изучаемого произведения. Такой подход помогает учащимся не только осмыслить специфику «Острова Сахалин», но и, что особенно важно, активизирует их познавательную деятельность.

На уроке органично сочетаются слово учителя, сообщения учащихся, чтение и анализ учащимися наиболее важных отрывков. Все это наилучшим образом помогает пробудить интерес к книге «Остров Сахалин» и к личности ее создателя, раскрыть творческую индивидуальность А. П. Чехова, а ведь известно, что «зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, возбуждает деятельность» (В. Г. Белинский).

Чеховские чтения, 29 января 2000 : книга «Остров Сахалин» и ее значение в науке и мировой культуре : (к 105-летию выхода первого издания книги) / Управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска ; Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». – Южно-Сахалинск, 2000. – С. 37–39.