Р. В. Якименко

Изучение книги «Остров Сахалин» А. П. Чехова в выпускном классе средней школы

Проблема рациональной организации учебно-воспитательного процесса является одной из важнейших задач современной методической науки. Решая этот вопрос при изучении книги очерков «Остров Сахалин» А. П. Чехова, мы обращаемся к организации исследовательской деятельности одиннадцатиклассников, взаимосвязи классной и внеурочной работы, взаимодействию различных видов искусства.

Развитию мышления старшеклассников способствуют различные задания исследовательского характера. Причины угасания интереса старшеклассников к урокам по изучению творчества А. П. Чехова мы видим в том, что учитель не всегда находит свой стиль занятий, превращая их в лекционно-зачетную систему. Там же, где обнаруживается творческий подход к организации и проведению урока, занятия достигают своих целей. При анализе деятельности учителей выясняется, что такие уроки носят исследовательский характер.

Развитие самостоятельной и исследовательской деятельности учеников предусматривает самостоятельное добывание учащимися знаний, уже имеющихся в науке. Ученики вслед за учителем добывают уже известное другим, а теперь и им. Обращение к школьному исследованию приводит к качественному изменению уровня умственной деятельности учащихся, способствует овладению ими методами познания и процедурой творчества. Этот метод реализуется посредством предъявления ученикам сконструированных учителем проблемных и творческих заданий, выполняемых одиннадцатиклассниками самостоятельно. Школьное исследование позволяет выходить за рамки изучаемого литературного произведения, то есть устанавливать связи литературно-художественных фактов и явлений с действительностью эпохи и использовать сделанные в процессе анализа художественного текста выводы и обобщения для широкого обогащения мировоззрения личности школьника, ее нравственного и эстетического становления.

В применении к изучаемому чеховскому «Острову Сахалин» этот метод реализуется посредством самых разнообразных приемов: самостоятельные сообщения и доклады учащихся по различным проблемам и темам, их рецензирование, письменные сочинения, составление сценариев, сравнение произведений различных видов искусств и тому подобное.

Литературоведами и методистами проделана определенная работа по методической интерпретации наследия Чехова. Это прежде всего работы М. Теплинского и М. Семановой. Огромный учебно-воспитательный потенциал содержат методические пособия Ю. Д. Проклова «Место и роль А. П. Чехова в истории литературы» и Р. Р. Маймана «Изучение русской литературы XX века».

Сахалинской школой литературоведения и методики преподавания литературы создано немало научных трудов, посвященных интерпретации чеховского «Острова Сахалин». Это труды JI. Дорофеевой, Н. Казаковой, Г. Кудрявцевой, В. Клюзовой, М. Лопачевой, Л. Рублевой, О. Силютиной, Т. Шумиловой и других, которые помогают организовать исследовательскую деятельность учеников как по изучению всего литературного наследия А. П. Чехова, так и его книги «Остров Сахалин».

В предлагаемой нами методической модели изучения творчества писателя выделим следующие приемы изучения «сахалинской» книги А. Чехова.

Так, на уроке-композиции «Книга очерков «Остров Сахалин» – энциклопедия сахалинской каторги» после рассказа учителя «Сахалин в русской литературе» мы предлагаем ученикам рассказать о причинах поездки Чехова на остров (по материалам исследований М. Теплинского, М. Семановой), а также обращаем внимание на особенности творчества писателя в конце 80-х годов XIX века. Затем на уроках последовательно решаются следующие вопросы: 

  • особенности композиции книги очерков;
  • воссоздание маршрута путешествия писателя по острову;
  • исторические, политические, социально-экономические проблемы края, поднятые в «Острове Сахалин»;
  • отзывы современников о публикации книги. Значение чеховского «Острова Сахалин».

На следующем уроке «Музей одной книги», в процессе экскурсии в музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» г. Южно-Сахалинска, углубляем знания учеников о путешествии писателя. Реализации регионального компонента в системе школьного литературного образования способствует и урок-рецензия на спектакль «Медведь», в котором играют студенты Сахалинского театрального колледжа СахГУ.

На заключительном этапе изучения литературного наследия А. П. Чехова проводим урок-конференцию «Чехов в сахалинском литературоведении» и в домашнем задании (на выбор) предлагаем письменно ответить на вопросы литературной викторины «А. П. Чехов и Сахалин» (в кн.: Место и роль Антона Павловича Чехова в истории литературы : методическое пособие / под ред. Ю. Д. Проклова. – Южно-Сахалинск, 1990.) или написать сочинение «Мой Чехов».

Предлагаемая нами система уроков была апробирована в лицейских классах Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета и дала положительные результаты.

Музейная педагогика имеет такое достоинство: если в школе дети узнают в обзоре, что был такой писатель и написал такое-то произведение, то в музее должна чувствоваться пульсация – Чехов никуда от нас не ушел, и мы всегда можем почувствовать его присутствие.

Чеховские чтения: А. П. Чехов и сахалинское образование : [материалы конференции. 29 января 2001 г., г. Южно-Сахалинск]. – Южно-Сахалинск, 2001. – С. 8–9.