Т. Н. Короткова

Роль изучения книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» в литературно-краеведческом воспитании школьников 

Расширению представления учащихся об окружающем мире, об истории и культурных связях родных мест с жизнью всей страны помогает литературное краеведение.

Литературно-краеведческая работа является прекрасным средством идейно-нравственного, военно-патриотического воспитания, воспитания в духе гуманизма, гордости за Отечество, воспитания в духе преемственной связи поколений отцов и детей. Внимание к родному краю помогает осмыслению вековых традиций народной культуры. Узнавание нового о литературе родного края неотделимо от радости приобщения к большой жизни своего народа. Немалое удовлетворение учащихся, занимающихся литературным краеведением, приносит мысль, что они не только сами обогащаются знаниями, но передают их другим, активно участвуют в жизни родного края.

Литературно-краеведческие занятия раскрывают богатство и многообразие художественной литературы, помогают приблизить к учащимся писателей, сделать их доступнее. Занятия литературным краеведением способствует лучшему пониманию связей между литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову, развивают инициативу и самостоятельность, школьники расширяют свой жизненный и литературный кругозор, становятся духовно богаче, сознательнее относятся к изучению художественной литературы. Они учатся обобщению и систематизации литературных фактов, приобретают жизненно необходимый навык публичных выступлений.

Участники краеведческих занятий обычно много читают, что благотворно сказывается на увеличении их словарного запаса, обогащении языка и в конечном счете на повышении успеваемости.

Определенную роль играет литературное краеведение и в обогащении науки. Собранные школьниками географические и историко-литературные материалы помогают уточнению известных литературоведческих фактов, расширяют наши представления о писателе и его творчестве. Записанные учащимися достоверные сведения о пребывании в их родных местах писателя, обнаруженная ими переписка могут быть использованы в научных исследованиях.

Литературное краеведение в школе занимает особое место. Школьная программа почти не затрагивает вопросов пребывания А. П. Чехова на Сахалине. А это необходимо, тем более что сейчас есть специальный курс краеведения – сахалиноведение. Ребят эта тема очень интересует. Постепенно стало понятно, что книгу очерков «Остров Сахалин» нужно изучать.

Работа по изучению книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», ее истории и значимости для современников играет особую роль в литературно-краеведческой работе. Школьники приобщаются к исследованиям, тем более что писатель побывал в окрестностях г. Корсакова во время пребывания на острове. Так, в 1989 году, в дни празднования годовщины со дня рождения А. П. Чехова, учащиеся нашей школы организовали сбор пожертвований на чеховский музей одной книги, то есть на те дела и планы, что определяли тогда деятельность еще одного уголка памяти писателя на нашем острове. Счет музея был знаком нашим ребятам, производственные бригады лагеря труда и отдыха перечисляли заработанные на уборке урожая в совхозе «Корсаковский» деньги на счет этого музея. В нашем школьном музее и теперь хранятся альбомы этих бригад и публикации о подобных мероприятиях в местных газетах, например статья газеты «Советский Сахалин» «Чтобы творить добро». Сегодняшние школьники знакомятся с этими публикациями, выпускники школы, теперь уже родители, думаю, с гордостью об этом вспоминают.

Выполняя поисковое задание к литературной кругосветке «А. П. Чехов на Сахалине», ребята собрали материалы о политической и уголовной каторге на острове, о прекращении и упразднении ссылки, о ссыльных и т. д. Многие собранные материалы достаточно интересны, для этого учащимся нужно было изучать каталоги, указатели, вести переписку с музеями. Выяснили в ходе анализа некоторых источников, что полити­ческая каторга на острове была учреждена царским правитель­ством в 1886 году, уголовная - в 1869 году, хотя первые партии осужденных прибыли на Сахалин в 50-х годах XIX века. В свя­зи с началом русско-японской войны ссылка на Сахалин была прекращена, а в 1906 году упразднена совсем. А. П. Чехов был на Сахалине в 1890 году. У учащихся вызвало удивление то обстоятельство, что уже известный писатель отправляется в опасный, полный лишений и риска путь. Одна из страниц устного журнала, посвященного творчеству Чехова, показы­вала материалы пребывания писателя на острове. Учащиеся составили подробный маршрут пути Чехова с использованием географического атласа, контурной карты.

По письмам, воспоминаниям современников юные иссле­дователи судили о том, какое громадное значение придавал писатель своей поездке. Подготовка к ней заняла много вре­мени: он изучал материалы о географии, климате, истории освоения и колонизации острова, юридические источники. На уроках литературного краеведения мы говорим о книге «Остров Сахалин» Чехова-публициста и Чехова-художника. Наблюдаем за подтекстом, за тем, как звучит голос автора при описании солдатской службы, телесных наказаний, труда ссыльнокаторжных, быта жителей острова.

Учащиеся создают рефераты, эссе, исследования, готовят устные выступления. Эти работы хранятся в музее, ими поль­зуются другие учащиеся, их изучают и дополняют. На научно- исследовательской конференции НРК «Опыт Сахалина» уча­щиеся школы с. Чапаево неоднократно принимали участие. Темы разработок: «Изображение труда ссыльнокаторжных в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин», «Значение книги очер­ков Чехова», «Мастерство Чехова-публициста в книге Чехова», «Остров Сахалин в творческой судьбе Чехова».

Кстати сказать, одиннадцатиклассники на экзамене по ли­тературе с успехом защищаются, используя материалы путе­шествия писателя. Процитирую некоторые фрагменты из этих работ. «Книга “Остров Сахалин” занимает особое место в ряду чеховской художественной прозы. В ней автор как личность и как художник предстает по-новому. Необычность фактиче­ского материала, широта охвата действительности, многопроблемность требовали особой формы. Чехов обратился к жанру документального путешествия и создал художественно-доку­ментальную книгу». «Чехов-публицист неотделим в “Острове Сахалин” от Чехова-художника. Позиция писателя, его от­ношение к изображаемому и эмоциональный настрой находят свое выражение в подтексте. Симпатия, тонкий лиризм и грустный юмор сквозят в зарисовке голодной избы поселенца. Здесь “около бабы-хозяйки плакали дети и пищали цыплята за ней. Она, глядя на них, смеется и плачет, и извиняется передо мной за плач и писк; говорит, что это с голоду... рубит капустные листья и дает цыплятам, те с жадностью бросаются и, обманутые, поднимают еще больший писк”».

В книге «Остров Сахалин» документы и факты содейству­ют с сильной лирической стихией авторского самовыражения. Чехов раскрывается перед нами и как художник, и как лич­ность - богатая, духовно одаренная, обладающая своеобраз­ным даром поэтического мировосприятия. Учащиеся это за­мечают и об этом с интересом говорят. Они видят, что Чехов не приукрашивает действительность и понимает, что она вовсе не способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому житель Сахалина (поселенец, каторжный) — чаще се­рый, забитый, неразвитый, порочный человек, который ино­гда не помнит даже, совершал он преступление или нет.

Понятно, что не все учащиеся могут справиться с серьез­ными исследованиями, поэтому творчески подходят к изуче­нию материала. К примеру, юные художники рисуют иллю­страции к «Острову Сахалин», готовят раздаточный материал или эскизы к устному журналу, создают диафильмы (рисован­ные или цитатные). Книголюбы помладше помогают офор­мить выставку книг к предметной неделе или библиотечному уроку, подбирают музыкальное оформление. Интересна уча­щимся работа по составлению тестов, кроссвордов по книге очерков. Эти работы были отправлены на областной слет мо­лодых литераторов в ноябре 2007 года.

По книге «Остров Сахалин» проводилась игра «Поле чудес», игра «Что? Где? Когда?». Во время проведения литературного праздника «Умники и умницы» тоже используются вопросы, связанные с книгой Чехова «Остров Сахалин».

Литературно-краеведческая работа в школе интересна, а главное, она приносит хорошие результаты. Школьники за­няты полезным делом, у них развиваются творческие и интел­лектуальные способности.

XI Чеховские чтения, 29 января 2008 года : А. П. Чехов: личность врача-подвижника в интерпретации современного общества / [сост. И. А. Цупенкова]. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 70–78.