Р. Р. Майман, М. Р. Савова

А. П. Чехов и Сахалин

(факультативные занятия по литературному краеведению)

Литературное краеведение открывает прекрасные и в то же время явно недооцененные возможности формирования у школьников социальной активности, исследовательских навыков, литературно-творческих способностей.

В этом убеждает многолетнее изучение и обобщение опыта учителей школ Сахалинской области: заслуженных учительниц РСФСР Н. В. Самариной (средняя школа № 5 г. Южно-Сахалинска) и И. О. Сениной (средняя школа № 1 г. Невельска), учителей И. Е. Солодовникова (средняя школа п. Троицкое Анивского района), Л. А. Майоровой (средняя школа № 2 г. Александровска-на-Сахалине), А. Д. Альмухановой (средняя школа № 7 г. Южно-Сахалинска), В. И. Клюзовой (средняя школа № 2 г. Невельска) и др.

Основные направления и формы литературного краеведения у словесников Сахалина более или менее традиционны: обращение к «местному материалу» на уроках литературы, ведение факультативного курса или кружка, подготовка с учащимися отдельных мероприятий, индивидуальные поручения школьникам. Самобытны содержание и приемы работы.

Относительно законченную систему занятий со старшеклассниками представляет собою факультативный курс «Сахалин в русской и советской литературе». В основе программы такого курса – чтение и изучение учащимися литературных произведений о родном крае. Принцип организации этого материала – хронологически-тематический.

Факультатив включает обзорные темы (они посвящены главным образом рассмотрению литературных произведений в соответствии с важнейшими этапами социального развития нашего края) и темы монографические.

Рассмотрим ту часть программы, которая посвящена А. П. Чехову.

До этого шло вводное занятие (определялись задачи факультатива, характеризовалась основная литература по проблеме) и занятие «У истоков литературы нашего края»: о фольклорных и первых литературных произведениях сахалинской тематики (о рассказе К. Станюковича «Ужасный день» и его повести «Вокруг света на «Коршуне», о «Фрегате «Паллада» И. Гончарова, а также о рассказе В. Короленко «Соколинец»).

Так учащиеся готовятся к циклу занятий, объединенных общей темой: «А. П. ЧЕХОВ И САХАЛИН».

Занятие:

Поездка А. П. Чехова на Сахалин гражданский подвиг (2 часа). 

  1. Мотивы и цели поездки. Подготовка к путешествию. Трудность пути.
  2. Три месяца и три дня на острове. Маршруты А. П. Чехова по Сахалину. Общественная деятельность (перепись населения, помощь школам и др.).
  3. Современники А. П. Чехова о поездке на Сахалин.
  4. Отражение сахалинских впечатлений в художественном творчестве писателя.
  5. Освещение сахалинского путешествия А. П. Чехова в советской печати.

Методические рекомендации

Выявление мотивов поездки Чехова по книге: Переписка А. П. Чехова в 2-х тт., т. 1. – Москва, 1984, с. 218 (и далее).

Самостоятельное (до занятия) чтение учащимися главы «Поездка А. П. Чехова на Сахалин» в учебном пособии «История Сахалинской области» (Южно-Сахалинск, 1981, с. 59–62).

Комментированное чтение статьи А. Н. Рыжкова «Маршруты А. П. Чехова на Сахалине» (Известия Сахалинского отделения Географического общества СССР. – Южно-Сахалинск, 1971). Воображаемое, «заочное» путешествие по чеховским местам. Составление маршрутной карты.

Начало подготовки к летнему походу по чеховским местам. Переписка с музеем «А. П. Чехов и Сахалин» в Александровске, с музеем при школе № 2 г. Таганрога, другими государственными и общественными музеями (в частности, с рождающимся Музеем книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» в областном центре).

Создание зарисовок, очерков «Именем Чехова на Сахалине...». Начало конкурса на лучшее сочинение по общей теме «А. П. Чехов на Сахалине».

Литература (к данному и следующему занятию): 

  1. Чехов А. П. «Остров Сахалин» (любое издание).
  2. Теплинский М. В. А. П. Чехов на Сахалине / М. В. Теплинский, Б. Н. Бурятов. – Южно-Сахалинск, 1957.
  3. Теплинский М. В. Сахалинские путешествия. – Южно-Сахалинск, 1962. – С. 3–27.
  4. Антон Павлович Чехов // Сборник статей. – Южно-Сахалинск, 1959.
  5. Крушанов А. И. А. П. Чехов и его поездка на Сахалин / А. И. Крушанов, А. Н. Рыжков // Чехов А. П. Остров Сахалин. – Южно-Сахалинск, 1980. – С. 5–14.
  6. Поляновский М. Л. Остановись, мгновенье... – Москва, 1968. – С. 82–88.
  7. Бабкин Е. И. Три месяца и два дня // Дальний Восток. – 1973. – № 1.
  8. Гончаров Н. Иду за Чеховым // Дальний Восток. – 1970. – № 6.
  9. Бабкин Е. И. А. П. Чехову // На самых дальних рубежах / Е. И. Бабкин, Ю. В. Шашков. – Южно-Сахалинск, 1980. – С. 84–89.
  10. Лынев Р. «Все просахалинено»; Мироманов Г. И. Подарок Чехова // В мире книг. – 1982. – № 4. – С. 78–80.
  11. Чехов на Сахалине : библиографический указатель // сост. В. Г. Борисова, Г. М. Чертовских. – Невельск, 1984. – С. 5–63; 85–96.
  12. Солодовников И. Е. По чеховским местам Сахалина // Литературное краеведение в школе / сост. М. Д. Янко. – Москва, 1976. – С. 60–68.

Занятие:

Книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» (4 часа). 

  • Работа автора над книгой. Публикация. Появление книги – общественно-политическое событие. Разоблачение официальной лжи о «процветании» Сахалина.
  • А. П. Чехов о богатстве природы, об экономике края, о поселениях, школах. Тема каторги. Арестанты, поселенцы, коренные жители острова в изображении писателя. Чехов о детях Сахалина.
  • Гуманизм автора книги. Значение ее в истории общественной публицистики и литературы. Книга А. П. Чехова в оценке его современников и советских исследователей.

Методические рекомендации

Самостоятельное предварительное чтение учащимися фрагментов книги (по указанию учителя). Рассмотрение структуры и отдельных глав книги. Комментированное чтение наиболее значимых эпизодов.

Обзор литературоведческих исследований о книге, комментариев к ней.

Выполнение лингвистических заданий: использование писателем лексической синонимии, вопросы топонимики и др.

Составление литературно-лингвистической викторины по книге.

Сбор иллюстративного материала к «Острову Сахалину».

Налаживание переписки с литературоведами М. В. Теплинским, М. Л. Семановой, В. Я. Лакшиным и др., краеведом Г. И. Миромановым.

Занятие:

Тема сахалинского путешествия А. П. Чехова в советской художественной литературе (2 часа). 

  • Своеобразие темы, причины обращения к ней. Жанровое многообразие.
  • Мотивы книги А. П. Чехова в поэме И. Е. Белоусова «Сахалинские свадьбы».
  • Стихотворные произведения о сахалинском путешествии Чехова.
  • Повести М. П. Финнова «Три месяца и три дня», «Последний круг», пьесы «На всю жизнь» (ее сценическая история), «Кимоно».

Методические рекомендации

Оформление кабинета литературы (или библиотечного зала) к занятию.

Чтение учащимися стихотворений, фрагментов эпических и драматических произведений как результат самостоятельной подготовки. Чтение и комментирование текста учителем.

Написание рецензий на произведения о А. П. Чехове.

Сопоставление пьесы и повести М. Финнова на одну и ту же тему. Соотнесение газетного варианта повести «Три месяца и три дня» с публикацией в сборнике.

Интервью с творческими работниками Сахалинского областного театра имени А. П. Чехова и Сахалинской организации Союза театральных деятелей РСФСР о судьбе пьесы, посвященной Чехову, создание альбома.

Сбор материала и составление альбома «Насмешливое мое счастье» (по постановке на сцене Московского академического драматического театра имени Евг. Вахтанюва).

Создание тематического сборника-аналогии стихотворений о поездке Чехова.

Составление литературно-драматического монтажа и исполнение его учащимися в школьном коллективе, перед родителями, на производственных предприятиях.

Выступления вне школы с сообщениями «А. П. Чехов на Сахалине».

Переписка с авторами художественных произведений о сахалинском путешествии А. П. Чехова. Встречи с писателями.

Сочинение «Проект памятника Чехову на Сахалине».

Литература: 

  1. Малюгин Л. Насмешливое мое счастье // Театр начинается с литературы : статьи. – Москва, 1967.
  2. Малюгин Л. Чехов : повесть-хроника / Л. Малюгин, И. Гитович. Москва, 1983.
  3. Финнов М. П. На всю жизнь : пьеса // Сахалин : лит.-худож. сб. – Южно-Сахалинск, 1980.
  4. Финнов М. П. Три месяца и три дня : повесть // Дальний Восток. – 1980. – № 9.
  5. Финнов М. П. Две повести. – Южно-Сахалинск : Дальневосточ. кн. изд-во, Сахалин. отд-ние, 1983. – 221 с.
  6. Финнов М. П. Кимоно : комедия-фарс времен чехов. Сахалина // Сахалин : лит.-худож. сб. – Южно-Сахалинск, 1989. – С. 165–192.
  7. Котов В. Комсомольская площадь // Сахалин : лит.-худож. сб. – Южно-Сахалинск, 1971.
  8. Финнов М. П. 22 июля 1890 года // Охотоморье : стихи / М. П. Финнов. – Южно-Сахалинск, 1979.
  9. Лисинский А. Путь на Сахалин // Дороги сходятся : стихи / А. Лисинский. – Южно-Сахалинск, 1959.
  10. Белоусов И. Сахалинские свадьбы : стихи. – Южно-Сахалинск, 1972.
  11. Белоусов И. Пик Чехова // Признание : стихи. – Южно-Сахалинск, 1965.
  12. Белоусов И. Далекие причалы. – Южно-Сахалинск, 1979.
  13. Богданов В. Чехов на Сахалине : стихи // Дальний Восток. – 1974. – № 4.
  14. Арбузов И. Дальневосточная прописка : стихи. – Владивосток, 1971.
  15. Соколов Л. В доме-музее А. П. Чехова // Пятиречье. — Южно-Сахалинск, 1979.
  16. Немнонов Ю. Полученье баб. Сахалинские дети. Ночь. Скальпель // Молодая гвардия. – 1989. – 26 дек.
  17. Белоусов И. Гражданский подвиг писателя // Голоса островного края : лит. заметки. – Южно-Сахалинск, 1977.
  18. Майман Р. Р. Воспевая чеховский подвиг // Сахалин : лит.-худож. сб. – Южно-Сахалинск, 1977.
  19. Чехов на Сахалине : библиогр. указ. / сост. В. Г. Борисова, Г. М. Чертовских. – Невельск, 1984. – С. 64–65. 

Место и роль Антона Павловича Чехова в истории литературы : метод. пособие : сб. ст. / ЮГСПИ; Сахалин. обл. ин-т усовершенствования учителей ; [авт. кол.: Л. В. Дорофеева, Н. И. Казакова, Г. Н. Кудрявцева [и др.] ; под. ред. Ю. Д. Проклова]. – Южно-Сахалинск, 1990. – C. 51–56.