Т. И. Николаева

Использование языкового материала книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» на уроках русского языка

Изучая языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи, затем организуем практическое усвоение этого материала – учим пользоваться определенными языковыми средствами в собственной речи, т. е. мы учим детей, как говорить правильно и как говорить хорошо, что является основной практической целью школьного курса родного языка.

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком. Правильность речи предполагает соблюдение говорящим (пишу­щим) норм литературного языка; в понятие хорошей речи включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

Показ речевых возможностей языковых единиц, их функционирования в речи мы осуществляем на языковом дидактическом материале, соответствующем критериям правильной и хорошей речи. Таким материалом являются тексты из произведений классиков, представляющих собой образцы правильной и хорошей речи.

Для Сахалина использование текстов А. П. Чехова на уроках русского языка имеет большое научно-практическое значение. Тексты из книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» являются ярким языковым материалом в работе по обогащению словаря школьников лексико-семантическими группами слов, отражающих языковые особенности Сахалина; являются образцами создания высказываний по личным наблюдениям, оценки действительности, показом выбора языковых средств в зависимости от замысла автора.

Книга Чехова представляет всеобъемлющее описание сахалинской каторги. Автор использовал огромный материал, касающийся не только ссылки, истории заселения острова, но и его природы, климата, природных богатств, этнографии и т. д. Оценки автора, его суждения, наблюдения и выводы для нас очень важны. Ведь Чехов воздействует на читателей не только цифрами или тщательно подобранным документальным материалом, но и самим тоном своего рассказа, своими личными суждениями.

В книге «Остров Сахалин» проявилось замечательное умение «кратко писать о длинных вещах». Так, описание праздника в Александровске по поводу приезда генерал-губернатора Корфа занимает всего 20 строк. В них речь идет о празднике, но какой тоской, каким глубоко безотрадным чувством проникнуто это описание.

Язык Чехова строг и точен. Весь кошмар, описанный Чеховым, в сочетании с тонкой сдер­жанностью языка повествователя становится более ощутимым и поэтому еще более ужасным. В ходе повествования, желая дать читателю яркое представление о людях, с которыми ему приходилось встречаться, Чехов широко пользуется приемами литературных ассоциаций и сравнений. Литературные ассоциации и сравнения часто включают в себя и оценку: сахалинских чиновников Чехов называет «смесью Держиморды и Яго», а дочь поселенца – «сахалинской Гретхен».

Чехов видел своеобразную красоту острова: прекрасное описание Арковской долины, куда автор советовал специально приехать художнику-пейзажисту. Краткость, простота и точность, в то же время яркость и выразительность описываемых картин Сахалина и жизни сахалинцев достигаются за счет использования богатого арсенала языковых средств.

Широко представлены в очерках выразительные возможности односоставных предложений, отражающие самые тонкие смысловые оттенки. Так, в анализируемом отрывке XII главы из 288 предложений – 65 односоставных, что составляет 22,8 процента. Анализируя данный отрывок на уроках русского языка в 8-м классе при изучении односоставных предложений, учащиеся высказыва­ют суждения и делают выводы о выборе синтаксических конструкций односоставных предложений в зависимости от замысла автора.

Выразительность описания картин природы Сахалина, сахалинцев и их жизни достигается использованием изобразительно-выразительных средств языка (метафор, сравнений, эпитетов, эмоционально-оценочной лексики), отражающих личностное видение окружающей действительности и отношение к изображаемому, тем самым описываемые картины являются образцами создания высказываний на основе личных наблюдений, образцами выбора выразительных средств языка в зависимости от замысла автора.

Таким образом, использование текстов из книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» на уроках русского языка является эффективным условием реализации краеведческого принципа в обучении русскому языку; эффективным условием развития языковой личности; способствует воспитанию нравственных качеств личности.

Чеховские чтения, 29 января 2000 : книга «Остров Сахалин» и ее значение в науке и мировой культуре : (к 105-летию выхода первого издания книги) / Управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска ; Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». – Южно-Сахалинск, 2000. – С. 35–37.