С. С. Шаров

«Остров Сахалин» А. П. Чехова в контексте изучения русской литературы на заключительном этапе школьного гуманитарного образования 

«Остров Сахалин» – не случайное явление ни в творчестве Чехова, ни в истории русской литературы. В нем подхвачены и развиты те традиции, которые издавна существовали в нашей классике.

Выдающиеся русские писатели никогда не замыкались в сфере собственно литературного творчества. Для них в высшей степени было характерно постоянное стремление выйти за пределы художественной литературы в узком смысле этого слова.

Дух социального и морального протеста, свободолюбие, демократизм, стремление к раскрепощению русского человека, борьба с крепостническим менталитетом пронизывали всю историю русской литературы, которая всегда учила своих читателей не быть равнодушными к болям и тревогам своего времени, учила гражданственности и патриотизму. В традициях русской классики было активное вмешательство в жизнь, в общественную борьбу.

Великие представители русской литературы нередко оказывались и замечательными публицистами. В круг их интересов входили самые разнообразные явления русской действительности, вопросы экономики, истории, политики. Писатели считали своим гражданским долгом прямо выражать свое суждение о самых актуальных проблемах, выдвигаемых живой современностью. В этом смысле название одной из публицистических статей Л. Толстого «Не могу молчать!» приобретает общественное значение, ибо его можно было бы поставить эпиграфом ко многим произведениям, не исключая и чеховского «Острова Сахалина».

Подобно лучшим своим современникам – Л. Толстому, В. Г. Короленко – Чехов принимает самое деятельное участие в событиях, имевших не столько литературное, сколько общественное значение: борьба с голодом, строительство школ. В этом же ряду находится чеховская поездка на Сахалин, итогом которой является не только созданная книга «Остров Сахалин», но и ряд реальных конструктивных перемен, произошедших на сахалинской каторге.

На заключительном этапе школьного литературного образования изучению Чехова отводится порядка 8–10 часов. На изучение книги «Остров Сахалин» в рамках реализации регионального компонента образования отводится дополнительных 2 часа. Изучение данной книги опирается на традиционную тюремную тематику произведений Ф. М. Достоевского второй половины XIX века и намечает углубленное восприятие произведений И. Солженицына, Шаламова и других писателей второй половины XX века. Урок по книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» создает базу и намечает перспективу для знакомства на уроках внеклассного чтения с историческим романом В. Пикуля «Каторга», посвященным событиям и обстановке на Сахалине 1904–1906 гг.

Подводя итоги беседы, ученики могут самостоятельно сформулировать основные выводы о том, что Чехов всесторонне охватил действительность и жизненные реалии нашего острова периода каторги. Писатель объективно подошел ко всему увиденному, отметив не только суровость климата, тяжесть труда вольнопоселенцев, неоправданность каторги как исправительного учреждения, невыносимость жизни женщин, детей, любого человека на каторге, но и увидел то, что создает, в конечном счете, позитивное настроение всей книге.

Писатель восхищается богатствами острова, своеобразием его природного фонда, самоотверженным трудом многих поселенцев и искреннею любовью, встреченной им однажды, радуется немногочисленным фактам теплого отношения к детям, удивляется стойкости и выносли­вости русского человека. Таким образом, даже в тяжелых условиях сахалинской каторги от проницательного чеховского взгляда не укрылось то здоровое, светлое, что обнаружилось в уже погибших островитянах. Писатель отмечает, что ни издевательства, ни невыносимые условия жизни не могут полностью вытравить жажду свободы и счастья, любви к родине, своей земле.

Эти немногие положительные факты заставляют писателя с уверенностью смотреть в будущее, осознавая временность и преходящий характер сахалинской каторжной жизни.

Знакомство с книгой «Остров Сахалин» обеспечивает максимально адекватный переход к позднему творчеству писателя и выходу на уровень мирового значения А. П. Чехова. Старшеклассникам предлагаются к самостоятельному прочтению рассказы А. П. Чехова «Гусев», «В ссылке», «Убийство» и др. Опорной точкой следующего урока может быть задание поразмышлять над эпиграфом, взятым со слов самого писателя: «Все мое творчество теперь просахалинено...».

Углубление психологизма, сложное сочетание усиленного чувства трагического и возрастание жизнеутверждающих тенденций, утверждение права на протест, на борьбу за достойное существование – вот те основные тенденции, которые явились прямым откликом поездки на Сахалин.

VIII Чеховские чтения. Проблемы современного освоения творческого наследия А. П. Чехова, 28 января 2005 г. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 52–53.