С. Ю. Воложанинова

Изучение книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» в рамках реализации регионального компонента образования в старших классах

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни по­эзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны в связи с родной страной» – так утверждал Д. С. Лихачев, когда говорил об идее превратить краеведение в школе в самостоятельную дисциплину. Сегодня литературное краеведение в шко­ле занимает особое место. Оно помогает сделать творчество писателей по­нятнее и доступнее для учеников. Уроки по литературному краеведению способствуют лучшему пониманию связей между литературой и жизнью, развивают жизненный и литературный кругозор, воспитывают у школьни­ков чувство любви к родине. Ученики сознательнее относятся к изучению художественной литературы. Они учатся обобщать и систематизировать, приобретают жизненно необходимые навыки публичных выступлений. «Если обратиться к произведениям, повествующим о местах, известных школьнику, и, возможно, любимых и близких, то воздействие поэтического слова неизбежно возрастет. Поэтому существование литературного крае­ведения – не излишество, а необходимый момент в процессе обучения и воспитания».

Опыт учителей-словесников показывает, что изучение литературного краеведения в сахалинских школах должно начинаться с книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Во-первых, в ней раскрывается Чехов не только как пи­сатель, но и как богатая личность со своеобразным даром художественного восприятия окружающей действительности. Во-вторых, книга знакомит с историческим прошлым малой родины. В-третьих, она дает учителю воз­можность наиболее последовательно подойти к изучению позднего творче­ства писателя. В-четвертых, изучение в школе книги «Остров Сахалин» соз­дает базу для знакомства старшеклассников с литературой на ГУЛАГовскую тему, а именно с произведениями В. Шаламова, А. Солженицына и других.

На изучение книги «Остров Сахалин» в рамках реализации региональ­ного компонента образования отводится дополнительно 2 часа. Но в связи с этим возникает ряд вопросов. Возможно ли за два урока подробно из­учить книгу А. П. Чехова, ведь такие строго отведенные временные рам­ки предполагают только обзорное изучение произведения? Что оно может дать ученику? Не испортит ли обзорное изучение впечатления от книги? Не вызовет ли негативное ощущение?

В творчестве Чехова книга «Остров Сахалин» стоит особо. Ее можно отнести как к художественному, так и к научному исследованию писателя. Книга сложна для восприятия, из-за чего учителя не торопятся активно ис­пользовать ее на уроках литературного краеведения. Но в ней содержится богатый материал и интереснейшая информация, которая способствует не только расширению кругозора и вызывает интерес к прошлому своей ро­дины, но и помогает школьникам увидеть Сахалин другими глазами, глаза­ми автора. Зоркий глаз писателя замечает все: нищую, убогую жизнь катор­жан и поселенцев, бездумное расточительство администрации острова. Он удивляется выносливости русского человека; негодует, когда видит жесто­кость и равнодушие; печалится, когда рассуждает о судьбах детей, родив­шихся и воспитанных на сахалинской каторге. И, несмотря ни на что, верит в завидную и счастливую будущность Сахалина. Кроме того, через худо­жественное слово автора пред нами возникают восхитительные картины сахалинской природы, вырисовываются характеры персонажей книги. Как видим, при ее изучении можно затронуть несколько аспектов проблемати­ки или любой из них, и это даст свой положительный результат. И еще: до­стичь необходимого результата, то есть увлечь, заинтересовать учащихся, научить понимать сложные произведения даже за 1-2 урока сумеет педагог только в том случае, если он талантлив, находится в постоянном поиске, использует новые формы и методы работы с учащимися. Накопленный опыт работы учителей это доказывает.

Итак, как же проводится в старших классах изучение книги «Остров Сахалин»? На первом этапе обычно предлагается знакомство с биографией писателя, с которой старшеклассники уже практически знакомы, но обя­зательно биографию дополняют факты поездки Чехова на Сахалин. Чтобы информация была интересной и более доступной для восприятия, учитель обычно использует мемуарные источники, воспоминания родственников А. П. Чехова, зачитывает фрагменты из самого очерка. Можно порекомен­довать нескольким ученикам подготовить краткие сообщения по письмам писателя, с которыми они выступили бы на первом или на заключительном уроке литературного краеведения. Кстати, письма писателя познакомят учеников не только с его внутренним миром, но и с великолепными об­разцами эпистолярного жанра. Начиная изучение книги А. П. Чехова, учитель-словесник продумывает такие приемы работы, которые побуждают учащихся к самостоятельному получению знаний. Считается, что только такой подход к обучению способствует сознательному, прочному усвоению знаний и развитию творческих и познавательных возможностей учеников. Темы для ознакомления с книгой А. П. Чехова могут быть разные, ведь они зависят от индивидуальности самого учителя, от уровня подготовки класса.

Чтобы урок прошел интересно и насыщенно, учитель должен тщательно подготовить учащихся. Для каждого ученика отводится определенная роль. Основную работу по подготовке к уроку может проводить инициативная группа из нескольких заинтересовавшихся темой ребят. Они выступают в роли докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т. д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока по книге А. П. Чехо­ва «Остров Сахалин». Предварительно ученикам даются вопросы, ответы на которые они должны заранее подготовить. Основу каждого такого урока должен составлять диалог, ведь цель урока не только дать учащимся знания, но и вызвать у них эмоции, подвести к самостоятельным выводам.

Хорошим примером является урок учителя холмской школы № 1 Елены Башуровой, проведенный в 10-м классе в рамках районного семинара для учителей-словесников по теме «Национально-региональный компонент в образовании. Прошлое, настоящее и будущее родного края в творчестве писателей и поэтов». Урок полностью соответствует всем требованиям методики преподавания литературы. Учитель, решая проблему, связан­ную с организацией восприятия обзорно изучаемого материала, наметил определенную систему работы над темой, в которой особое место отводит­ся опережающей подготовке учащихся. Нетрадиционна форма урока – по аналогии с телевизионной передачей «Как это было». Учащиеся разделе­ны на творческие группы: историки, архивариусы, географы-картографы, экскурсоводы, литературоведы, читатели-текстологи. Каждой группе были даны предварительные задания и вопросы, которые они заранее подгото­вили, а затем реализовали на уроке. Такая организация самостоятельной творческой деятельности учащихся содействует эффективному решению учебно-воспитательных задач. С подробной методической разработкой двухчасового урока «Родная земля в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» можно ознакомиться на сайте газеты «Первое сентября».

Не менее эффективно проходят уроки по литературному краеведению и истории родного края в стенах музея книги А. П. Чехова «Остров Са­халин». Поскольку наш музей находится в областном центре, то учителя города Южно-Сахалинска имеют замечательную возможность проводить подобные уроки в музейных залах среди экспонатов, которые хранят дух чеховского времени. Совместная работа музея и школы дает простор для педагогического экспериментирования, так как такое преподавание за­действует разные виды восприятия школьников. На уроках, связанных с книгой А. П. Чехова «Остров Сахалин» и проведенных в музее, можно ис­пользовать музейную экспозицию и отдельные предметы для достижения познавательных и воспитательных задач.

Уже сегодня музей может предложить школам готовую экскурсионную программу, которая включает в себя обзорную и тематические экскурсии. Например, «Гражданский подвиг А. П. Чехова - поездка на каторжный остров», «Фотографии книги «Остров Сахалин», «История издания кни­ги «Остров Сахалин» и т. д. В фондах музея хранится богатая коллекция видеофильмов по произведениям Чехова и о самом писателе.

Изучение «Острова Сахалина» на уроках литературного краеведения не­обходимо. Оно дает старшеклассникам понимание того, что Чехов не только как гражданин, гуманист посетил остров и отразил на страницах своей кни­ги писательские раздумья и размышления, но и провел большую исследова­тельскую работу. В своей книге он рассказал о человеческих судьбах, осудил реальные факты крайне тяжелого положения каторжан и привел аргументы, доказывающие бессмысленность сахалинской каторги. Итогом чеховской поездки и написанной им книги является ряд тюремных реформ.

После знакомства с книгой старшеклассники уже знают, что сахалин­ское путешествие повлияло на мировоззрение и дальнейшее творчество Чехова, поэтому учитель может смело предлагать ученикам для самосто­ятельного чтения его рассказы: «Гусев», «В ссылке», «Бабы», «Убийство», «Мужики».

XII Чеховские чтения, 29-30 января 2009 года : А. П. Чехов в контексте современной культуры и общественно-исторического развития / [сост. И. А. Костанова]. – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 80–84.