Р. В. Якименко 

Организация исследовательской деятельности одиннадцатиклассников при изучении книги очерков А. П. Чехова «Остров Сахалин» 

Литературное наследие А. П. Чехова – явление уникальное в мировой литературе, поэтому объясним тот факт, что проблема методической интерпретации произведений писателя привлекает все большее внимание литературоведов, методистов и учителей-словесников.

Огромные политические, социальные, экономические изменения, происшедшие в последние 15 лет в стране, не могли не сказаться на характере общественных отношений и формировании нравственно-эстетического облика современного молодого читателя. На фоне падения интереса к классическим произведениям литературы и другим видам искусства наблюдается снижение уровня читательской культуры школьников, а влияние массовой субкультуры привело к утрате тех нравственных общечеловеческих ориентиров, которые являются нормативными, приоритетными и составляют жизненный опыт предыдущих поколений.

Результаты опроса, проведенного нами в школах г. Южно-Сахалинска и Невельска, показали, что запросы читателей-школьников, их художественный вкус, потребности в обращении к произведениям русской классики вообще и, в частности, к наследию А. П. Чехова весьма недостаточны, а тот факт, что 83% выпускников школы затруднялись назвать произведение А. П. Чехова, созданное им под впечатлениями путешествия на наш остров, подтверждает тревожную тенденцию, связанную с утратой тех ценностей, которые составляют фундамент общечеловеческого.

Сложившаяся ситуация предполагает активный поиск новых путей в преподавании литературы в средней школе, позволяющих на практике решать те важнейшие образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед современной общеобразовательной школой.

Становится очевидным, что книга очерков А. П. Чехова «Остров Сахалин», ее образовательный и воспитательный потенциал, безусловно, дают огромные возможности для реализации литературного, исторического, регионального компонента, что в конечном счете способствует эстетическому, нравственному воспитанию, поскольку на рубеже столетий наблюдается усиление интереса к прошлому России, к прошлому малой родины – Сахалину.

Проблема рациональной организации учебно-воспитательного процесса является одной из важнейших задач современной методической науки. Решая этот вопрос при изучении «Острова Сахалин» А. П. Чехова, мы обращаемся к организации исследовательской деятельности одиннадцатиклассников, взаимосвязи классной и внеурочной работы, взаимодействию различных видов искусств (литература и театр).

Развитию понятийного мышления старшеклассников способствуют различные задания исследовательского характера. Причины угасания интереса старшеклассников к урокам по изучению творчества А. П. Чехова мы видим в том, что учитель не всегда находит свой стиль занятий, превращая их в лекционно-зачетную систему. Там же, где обнаруживается творческий подход к организации и проведению урока, занятия достигают своих целей. При анализе деятельности учителей выясняется, что такие уроки носят исследовательский характер.

Развитие самостоятельной и исследовательской деятельности учеников предусматривает самостоятельное добывание учащимися знаний, уже имеющихся в науке. Ученики вслед за учителем добывают уже известное другим, а теперь и им. Обращение к школьному исследованию приводит к качественному изменению уровня умственной деятельности учащихся, способствует овладению ими методами познания и процедурой творчества. Этот метод реализуется посредством предъявления ученикам сконструированных учителем проблемных и творческих заданий, выполняемых одиннадцатиклассниками самостоятельно. Школьное исследование позволяет выходить за рамки изучаемого литературного произведения, то есть устанавливать связи литературно-художественных фактов и явлений с действительностью эпохи и использовать сделанные в процессе анализа художественного текста выводы и обобщения для широкого обогащения мировоззрения личности школьника, ее нравственного и эстетического становления. Этот этап связан с качественно новой ступенью познавательной деятельности учащихся, реализующейся при обращении к исследовательскому методу. Исследовательский метод заключается в конструировании учителем проблемных вопросов и заданий, решая которые, школьники овладевают процедурой творчества. В применении к изучаемому чеховскому «Острову Сахалин» этот метод реализуется посредством самых разнообразных приемов: самостоятельные сообщения и доклады учащихся по различным проблемам и темам, их рецензирование, письменные сочинения, составление сценариев, сравнение произведений различных видов искусств и тому подобное.

М. Н. Скаткин выделяет следующие важные функции исследовательского метода: «Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих новых методов и применения их. Во-вторых, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают... В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания». С учетом этих функций сущность исследовательского метода определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Именно на уроках в 11 классе, как показывает практика, этот метод может широко применяться, так как учащиеся-старшеклассники уже имеют более или менее прочный базис знаний и развитые умения в соответствии с характером их исследовательской деятельности. «Без этого условия исследовательские задания приводят лишь к потере времени без каких-либо положительных результатов, что снижает интерес учащихся к работе, ведет к неудовлетворенности, недовольству учителем, требующим решения непосильных школьных задач», – отмечает Н. И. Кудряшев.

В области изучения литературы это определение несколько расширяется. Дело в том, что при «открытии открытого» ученики открывают себя как читателей. Литературное развитие напрямую зависит от читательской культуры. В процессе литературного развития художественная литература становится формой духовной деятельности, когда ученик как бы строит себя, совершенствует свою личность. Поэтому мы можем говорить, что исследование – это всегда добывание нового (М. Г. Качурин).

Исследовательский метод в сочетании с методом творческого чтения и эвристическим методом, который прежде всего связан с анализом художественного произведения, способствует закреплению у учащихся навыков самостоятельной работы, что, в свою очередь, служит развитию интереса к исследуемому предмету.

Каждый урок по изучению литературного наследия A. П. Чехова имеет перспективу для применения исследовательского метода в сочетании с методом творческого чтения, который пронизывает все виды и формы занятий в качестве наиболее специфического для преподавания литературы как искусства. Этот метод способствует развитию художественного восприятия, эстетических переживаний и образного мышления учеников. Поэтому на всех занятиях по изучению книги очерков «Остров Сахалин» звучат отрывки из книги, мнения литературоведов.

В настоящее время проблема включения регионального компонента в систему школьного литературного образования на Сахалине решена не полностью. Сказывается отсутствие специальных учебных программ, методических разработок и рекомендаций.

Бесспорно, литературоведами и методистами проделана определенная работа по методической интерпретации наследия Чехова. Это прежде всего работы М. Теплинского и М. Семановой. Огромный учебно-воспитательный потенциал содержат методические пособия Ю. Д. Проклова «Место и роль А. П. Чехова в истории литературы» и Р. Р. Маймана «Изучение русской литературы XX века», где реализации регионального компонента отведено ведущее место.

Сахалинской школой литературоведения и методики преподавания литературы создано немало научных трудов, посвященных интерпретации чеховского «Острова Сахалин». Это труды Л. Дорофеевой, Н. Казаковой, Г. Кудрявцевой, B. Клюзовой, М. Лопачевой, Л. Рублевой, О. Силютиной, Т. Шумиловой и других, которые помогают организовать исследовательскую деятельность учеников как по изучению литературного наследия А. Чехова, так и его книги «Остров Сахалин».

В предлагаемой нами методической модели изучения творчества писателя выделим следующие приемы изучения «сахалинской» книги А. Чехова.

Так, на уроке-композиции «Книга очерков «Остров Сахалин» энциклопедия сахалинской каторги» после рассказа учителя «Сахалин в русской литературе» мы предлагаем ученикам рассказать о причинах поездки Чехова на остров (по материалам исследований М. Теплинского, М. Семановой), а также обращаем внимание на особенности творчества писателя конца 80-х годов XIX века. Затем на уроках последовательно решаются следующие вопросы: 

  • Особенности композиции книги очерков и воссоздание маршрута путешествия писателя по острову.
  • Исторические, политические, социально-экономические проблемы края, поднятые в «Острове Сахалин».
  • Отзывы современников о публикации книги. Значение чеховского «Острова Сахалин». 

На следующем уроке «Музей одной книги» в процессе экскурсии в литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» углубляем знания учеников о путешествии писателя. Реализации регионального компонента в системе школьного литературного образования способствует и урок-рецензия на спектакль Сахалинского театрального колледжа «Медведь».

На заключительном этапе изучения литературного наследия А. П. Чехова проводим урок-конференцию «Чехов в сахалинском литературоведении» и в домашнем задании (на выбор ученикам) предлагаем: письменно ответить на вопросы литературной викторины «А. П. Чехов и Сахалин» (Р. Р. Майман), либо написать сочинение «Мой Чехов».

Предлагаемая нами система уроков была апробирована в лицейских классах Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, она дала положительные результаты, примером тому служит сочинение ученика Анатолия Р.

Мой Чехов

Мой Чехов – это юморист.

Прочти хотя б «Дочь Альбиона»,

Примерь наряд «Хамелеона».

И ты поймешь, он – реалист.

Мой Чехов – это драматург.

И все, что вроде бесконфликтно,

На самом деле, милый друг,

В тени борьбы героев скрыто.

Мой Чехов – это новеллист.

Сюжет он строит виртуозно.

Детали выписал серьезно,

Великий мастер и стилист.

Мой Чехов... Он почти земляк,

На Сахалине задержался.

Он, каторжный примерив фрак,

В печати гневно отозвался.

«Художник был он несравненный», –

В записках вспоминал Толстой.

Принципиальный, правде верный –

Таким явился Чехов мой...

 

Использованная литература:

  1. Чехов А. П. Остров Сахалин // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. / примеч. М. Л. Семановой. – Москва: Наука, 1974. – Т. 14-15. – 927 с.
  2. Чехов А. П. Остров Сахалин / предисл. А. И. Крушанова и А. Н. Рыжкова, примеч. М. Л. Семановой. – Южно-Сахалинск: Сахалин. отд-ние Дальневосточ. кн. изд-ва, 1980. – 303 с.
  3. Чехов А. П. Сборник статей. – Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 1959. – 231 с.
  4. Изучение русской литературы XX века по новой программе Ѵ–ѴІІІ классов общеобразовательных учебных заведений : пособие для учителей / сост. Р. Р. Майман. – Южно-Сахалинск, 1997. – 130 с.
  5. Качурин М. Г. Системность литературного образования в школе : (на материале рус. клас. лит.) : дис. д-ра пед. наук. – Москва, 1976.
  6. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы : пособие для учителя. – Москва, 1981.
  7. Место и роль Антона Павловича Чехова в истории литературы : метод. пособие : сб. статей / под ред. Ю. Д. Проклова. – Южно-Сахалинск, 1990.
  8. Теплинский М. В. А. П. Чехов на Сахалине / М. В. Теплинский, Б. Н. Бурятов. – Южно-Сахалинск: Кн. ред. «Советского Сахалина», 1957. – 97 с.
  9. Теплинский М. В. Сахалинские путешествия. – Южно- Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 1962. – 66 с.

Филологический журнал : межвузов. сб. науч. ст. / Сахалин. гос. ун-т; сост. Г. Д. Ушакова. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2001. – Вып. 10. – С. 101–102.