Н. А. Лайгун, Т. В. Чикова

Проведение лингвистического вечера по книге А. П. Чехова «Остров Сахалин»

Книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» часто используется в работе топонимических кружков школ Сахалинской области для проведения лингвистических вечеров, конференций и устных журналов. Предлагаем план проведения лингвистического вечера для учащихся 9-х классов «Топонимия в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин».

Подготовка к вечеру занимает полтора-два месяца. Члены топонимического кружка получают задания: готовят доклады, составляют викторины, оформляют объявление после прочтения книги всеми членами кружка и составления картотеки топонимов, выбранных из текста книги. А классу учитель дает долгосрочное задание: написать сочинение на одну из тем: «Что дает нам знакомство с книгой А.П. Чехова «Остров Сахалин» или «Топоним на карте Сахалина. Прошлое, настоящее и будущее».

Объявление.

Приглашаем к путешествию

Члены топонимического кружка приглашают всех принять участие в путешествии по маршруту А. П. Чехова по Сахалину.

Для этого необходимо прочесть книгу А. П. Чехова «Остров Сахалин» и собрать сведения об одном из населенных пунктов (Рыковское, Александровск, Дуэ, Корсаков, Палево, Андрее-Ивановское, Христофоровка, Большая Елань), упоминаемых в книге, о его прошлом и настоящем. Вечер состоится...

Для того, чтобы наглядно представить богатство топонимии книги А. П. Чехова, можно провести экскурсию по одному из его маршрутов, описанному в 13-й главе. Перед нами на расстоянии 40 километров пройдут поселки, названия которых связаны с периодом каторги, заселения Южного Сахалина. Учащиеся получат возможность сравнить прошлое и настоящее данных населенных пунктов, используя описание автора.

При формулировке задания перед экскурсией учитель останавливает внимание на отдельных топонимах и описаниях населенных пунктов. Так, например, предлагаются такие задания: 1. Как называется речка в поселке Первая Падь? 2. Как вы поняли следующие строчки из книги: «Тут течет речка Унтанай, или Унта, и возле была когда-то казенная Унтовская ферма, которую каторжные называли Дранкой, – понятно, почему»? 3. Как вы думаете, что имел в виду А. П. Чехов, когда писал о селении Соловьевка: «Из всех сахалинских селений оно занимает наиболее выгодное положение...» 4. Рассказать о Мицульке и современной Мицулевке. Как рассказывает А. П. Чехов о человеке, в честь которого назван населенный пункт.

Задания распределяются по желанию.

В период подготовки к вечеру идет составление топонимов по книге, проводится сплошная выборка. Данная картотека служит дополнением к основной картотеке топонимического кружка. Запись на карточках зависит от чеховского текста и в дальнейшем может сопоставляться с карточкой из основной картотеки.

Некоторые сведения о топонимах, которые сообщаются Чеховым, уникальны и несопоставимы. Например:

«Следующее по тракту селение лежит на самой Тыми. Основано оно в 1880 г. и названо Дербинским в честь смотрителя тюрьмы Дербина, убитого арестантом за жестокое обращение. Это был еще молодой, но тяжелый, крутой и неумолимый человек». Чехов А.П. Остров Сахалин // ПСС. Т. 14-15. Наука, 1987. С. 149.

На карточке делается отсылка: см. в основной картотеке современный поселок Тымовское.

Одновременно с составлением картотеки редколлегия кружка выпускает газету по книге А. П. Чехова «За Чеховым по Сахалину».

Эпиграфом в газету можно взять отрывок из письма А. П. Чехова к А.С. Суворину от 9 марта 1890 г.

«Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно? Сахалин может быть ненужным и неинтересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов... Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст...»

Газета состоит из трех рубрик.

В первой рубрике, рассказывающей о подготовке А. П. Чехова к поездке, используются документы и фотоматериалы, помещенные в альбоме: А. П. Чехов. Документы. Фотографии/ Сост.: И. Варенцова, Г. Щеболева. М.: Советская Россия, 1984. С. 80-89.

Во второй рубрике воспроизводится карта, с которой А. П. Чехов путешествовал по Сахалину (по материалам Александровск-Сахалинского музея). Эта рубрика дополнена сведениями о топонимах, появившихся на карте в советское время.

В третьей рубрике приводятся топонимические сведения, собранные в период его путешествия.

«Далее, через три версты, находится селение Большая Елань, основанное года два тому назад. Еланями здесь называются приречные долины, в которых растут ильма, дуб, боярка, бузина, ясень, береза».

«Рыковское, или Рыково, основано в 1879 г.; место для него довольно удачно выбрал и указал смотритель тюрьмы унтер-офицер Рыков».

«В пяти верстах от Мицульки находится новое селение Лиственничное, и дорога здесь идет просекой через лиственничный лес». «Селение Андрее-Ивановское названо так потому, что кого-то звали Андреем Ивановичем. Основано оно в 1885 г., на болоте».

В газете помещаются лучшие сочинения, написанные по заданию учителя, и викторина по книге «Остров Сахалин».

В то же время учащиеся готовят сообщения:

- Слово на географической карте. Какие бывают топонимы? (по книге Суперанской А. В. Что такое топонимика? М.: Наука, 1985).

- Книга А. П. Чехова как источник сведений о топонимах Сахалина. После данных сообщений два кружковца вместе с присутствующими проводят путешествие по карте А. П. Чехова.

Первый рассказывает о северном маршруте А. П. Чехова, второй рассказывает о южном. В процессе рассказа беседуют с присутствующими, выявляя лучших знатоков современной топонимии Сахалина, задавая постоянно вопрос: как теперь называется данный населенный пункт? Например: «Селение Андрее-Ивановское? Дербинское, Рыковское, Дубки? Как теперь называются данные населенные пункты? – поселок Белое Тымовского района, пос. Тымовское, село Кировское, село Стародубское.

В заключение вечера проводится викторина по книге А. П. Чехова.

Викторина по книге

1. Какое еще название носило селение Владимировка при его возникновении?

2. В каком году был основан поселок Новоалександровск и как он тогда назывался, почему?

3. Как возникло название поселка Христофоровка?

4. Под каким названием описан в книге А. П. Чехова г. Холмск?

5. Что говорит А. П. Чехов о происхождении поселка Усково?

6. Какое место на Сахалине А. П. Чехов считал одним из красивейших, достойным кисти художника-пейзажиста?

7. Объяснить, что лежит в основе названия селения Арковский станок?

8. Приведите другие названия села Ново-Михайловка Александровского района.

9. В честь кого названо селение Корсаковка Александровского района? Каково было отношение А. П. Чехова к подобным названиям?

10. В честь кого предлагал называть А. П. Чехов различные географические объекты на Сахалине?

Работа с текстом книги А. П. Чехова позволяет учащимся углубить знания по истории островного края, об особенностях его топонимии, о языках-источниках этого пласта русской лексики.

_____________________________________________________________________

Лайгун Н. А. Лингвокраеведение в вузе и в школе : (на материалах субстратной топонимии Сахалинской области – нивхской, орокской (уильтинской), эвенкийской, айнской, русской) : учебное пособие / Н. А. Лайгун, Т. В. Чикова. – Ч. 1. – Южно-Сахалинск : Сахалин. кн. изд-во, 1999. – С. 53-56.

_____________________________________________________________________