В. Г. Борисова

Виктория Ивановна Чудинова: творческий портрет исследователя книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»

Виктория Ивановна Чудинова – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Института филологии Сахалинского государственного университета, исследователь прозы А. П. Чехова, а также ряда аспектов творчества А. С. Пушкина, К. M. Станюковича, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, В. М. Дорошевича, Д. Рейфилда, Д. Хармса. В круге ее научных интересов также проблемы традиций и новаторства в литературе, русская литература XIX, XX веков.

Коренная сахалинка, она родилась 5 апреля 1957 года в городе Углегорске в интеллигентной семье. Ее мать и бабушка – учителя русского языка и литературы. Отец, Панькин Иван Васильевич, начинал трудовую жизнь слесарем Углегорского бумкомбината. После учебы в высшей партийной школе он работал в партийных органах. Партия посылала отца в разные уголки Сахалина. С ним ездила семья. Виктория училась во многих школах: в Хабаровске, Смирных, Невельске. В первый класс пошла в Хабаровске, среднюю школу № 1 окончила в Невельске. В 1974 году поступила на факультет русского языка и литературы в Южно-Сахалинский пединститут. Добрыми наставниками Виктории Ивановны во время учебы были Роберт Робертович Майман, Ольга Федоровна Силютина.

В 1979 году Виктория Ивановна окончила Южно-Сахалинский педагогический институт, работала учителем в школе, библиотекарем в институте, преподавателем в медучилище. Поиски своего места в жизни закончились в 1984 году. Уважаемый ею литературовед P.P. Майман пригласил работать в институт на кафедру литературы в должности ассистента. С августа 1991 года Виктория Ивановна – старший преподаватель на кафедре литературы начального обучения, с 1993 года – доцент на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета, с 30 апреля 2009 года – заведующая кафедрой.

Увлечение творчеством А. П. Чехова началось в школьные годы. Учителем литературы в невельской школе была Наталья Васильевна Самарина. В студенческие годы курсовые и дипломную работу писала по творчеству А. П. Чехова. Научным руководителем была кандидат филологических наук Ольга Федоровна Силютина. В 1998 году Виктория Ивановна поступила на заочное отделение в аспирантуру при кафедре русской литературы Московского государственного педагогического университета, закончила аспирантуру в 2001 году. 23 апреля 2001 года Виктория Ивановна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Поэтика исповеди в рассказах и повестях А. П. Чехова 80-х – начала 90-х годов». Текст диссертации на 209 страницах хранится в Российской государственной библиотеке в Москве. Виктория Ивановна на семинарах, конференциях постоянно выступает по чеховской тематике. В 2007 году была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В августе 2013 года ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, за активную деятельность в области научных исследований, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.

Публичные выступления Виктории Ивановны активизировались с началом Чеховских чтений в 1998 году. Под таким названием музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» организует ежегодные научно-практические конференции. Виктория Ивановна почти постоянно ведет конференции, успешно выступает на них. Ее выступления пользуются большим вниманием участников конференций. Она неоднократно получала премию Сахалинского фонда культуры.

В XX веке создана большая литература по изучению творчества А. П. Чехова. В 2010 году издательством Московского государственного университета выпущена книга «Библиография работ о А. П. Чехове на русском и иностранных языках за 1961–2005 гг.». Составлена П. Н. Долженковым и В. Б. Катаевым. В ней 7113 библиографических записей книг, статей на русском языке. Под фамилией Чудиновой В. И. учтено 16 библиографических записей ее работ о писателе.

Кажется, уже все творчество Чехова изучено, все подмечено. Виктория Ивановна исследует в нем темы, на которые не обратили внимание другие исследователи. И в этом заслуга ее исследований, их неповторимость.

«Даже некоторые слегка намеченные мотивы полны глубокого смысла, и анализ этих символических образов помогает раскрыть идейную сущность «Острова Сахалина» и установить органичность такой символики для творческого «почерка» Чехова в целом», – пишет В. И. Чудинова [1, с. 130–131]. Эти «слегка намеченные мотивы» уловила Виктория Ивановна и сосредоточила на них свое внимание. Анализ публицистической книги она ведет, основываясь на конкретных текстах в записках Чехова.

В декабре прошлого года в Сахалинском государственном университете состоялась презентация монографии В. И. Чудиновой «Поэтика прозы А. П. Чехова». Дизайн обложки, которую украшает редкая фотография молодого писателя, разработала дизайнер издательства Института развития образования Сахалинской области Н. Котенёва. Внешнее оформление настраивает на книгу как на общение с чем-то приятным, спокойным, умиротворенным. При чтении первое впечатление не пропадает. Все свои исследования по творчеству писателя Виктория Ивановна изложила в такой лирической форме, что сами ее статьи воспринимаются как современная лирическая проза, которую легко и интересно читать. Содержание книги «Поэтика прозы А. П. Чехова» – 18 статей. Автор разделила их на три подтемы: I. Образы и мотивы прозы А. П. Чехова; II. «Остров Сахалин»: черты поэтики; III. Проза А. П. Чехова в контексте русской литературы: традиции и новаторство.

Материалы II раздела посвящены путевым запискам «Остров Сахалин». Анализ текста в аспекте поэтики – новое явление в сахалинском чеховедении. Семь статей – семь направлений изучения поэтики книги очерков. В них литературовед рассказала о формах выражения авторского сознания при восприятии Чеховым сахалинской действительности, обратила внимание на поэтику пейзажа, на литературный фон в книге Чехова, на символику света и тьмы в книге писателя, на проблему одиночества.

Существует ряд очерковой литературы, где внимание исследователя сосредоточено на внешней реальности, событиях в книге «Остров Сахалин».

Литературовед В. И. Чудинова осуществила психологический анализ известной книги. Она считает объединяющим началом, проливающим свет на все произведение в целом, авторское сознание. Виктория Ивановна констатировала, что автор не сохраняет позицию стороннего наблюдателя бедности, голода, невежества, человеческого унижения и всех ужасов сахалинской каторги, а переживает и даже страдает от увиденного.

Свои заключения она изложила в статье «Формы выражения авторского сознания в книге А. П. Чехова “Остров Сахалин”». Формы выражения следующие: авторские отступления, авторские рассуждения, раздумья, авторские примечания, предисловия, послесловия, сравнения, повторы, портретные характеристики, описания картин из жизни сахалинской каторги. Авторское начало проступает в характеристике героев, описании природного и внешнего мира. С самой первой главы «Острова Сахалина» Чехов, описывая события, передает свое восприятие ландшафта, сахалинских порядков, портретов обитателей этого края. Виктория Ивановна в статье приводит многие примеры восприятия Чеховым сахалинской действительности и отражения авторского сочувствия или осуждения, сопереживания. Она отмечает, что в описании чиновничьего мира ирония Чехова переходит в сарказм, иногда скрытый, иногда явный, а заключает статью следующим выводом: «Жизнь каторги писатель показывает во всем многообразии: природа, люди, нравы, порядки, предрассудки. При этом Чехов-писатель и Чехов-человек неотделимы. Мысли и чувства автора разлиты решительно во всем: в размышлениях, в повороте фразы, в интонации. Формы авторского сознания в «Острове Сахалине» помогают читателю проникнуть в глубину содержания книги и в то же время понять содержание души самого автора» [1, с. 109].

Виктория Ивановна писала о «Символике света, тьмы в книге “Остров Сахалин”». «Образы света, огня, как и образы тьмы, мглы, мрака – сквозные образы книги “Остров Сахалин”», — считает Виктория Ивановна [1, с. 131]. Тема света и тьмы актуальна и сегодня. Книга Чехова, книга врача. Вопрос света и тьмы у Чехова – не только астрономическое явление. Виктория Ивановна обратила внимание, каким образом Чехов доказывает, что отсутствие солнца, естественного света, пустынность, дикость местности плохо отражаются на психике, самочувствии человека. Но страшнее всего, отмечает писатель, а исследователь это подтверждает, проявление душевной темноты, мрака в душах ссыльных, которые «одеревянели до мозга костей». Тьма в душах выражается в не­просвещенности, грубости, злобе, необъяснимой жестокости. В сознании Чехова эти явления связываются с тьмой ада. Отсутствие света, тьма являются не меньшим наказанием, чем розги, плети, приковывание к тачке. У Чехова темные описания, несмотря на доминирование их в книге, сменяются светлыми, веселящими душу фактами. «Своей страшной по откровенности книгой «Остров Сахалин» Чехов все же хотел убедить нас в том, что «будет не конец света – будет конец тьмы...”» [1, с. 137].

На основе книги «Остров Сахалин» Виктория Ивановна исследует одиночество как одну из самых серьезных нравственно-философских, социальных проблем всех времен и народов, по существу, неразрешимую проблему человечества.

«Новейший психологический словарь» (Ростов-на-Дону, 2006) толкует термин «одиночество» как «состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей». В. И. Чудинова утверждает, что «Не только в книге «Остров Сахалин», но и в других произведениях Чехова убедительно показано, что человек остается бесконечно одиноким и при большом скоплении людей, во время общего веселья, шумных сборищ и т.п. Многолюдство усиливает одиночество» [1, с. 152]. Одиночество в толпе, прилюдное одиночество – лейтмотив книги. Примером этому – существование каторжан в общих камерах, где сарайная жизнь становится страшным испытанием для людей, втиснутых в одну маленькую камеру. Виктория Ивановна подметила, что неслучайно каторжане испытывают тягу к спасительному одиночеству. Чехов, врач, считает, что каждому человеку одиночество необходимо для элементарного бытового комфорта. Он отмечает также принудительное одиночество в одиночных камерах. Испытанием одиночества подвержены не только каторжные, но и те, кто находится на Сахалине по службе. В качестве примера Виктория Ивановна приводит душевное состояние мало-тымовского смотрителя тюрьмы Д. Климова.

При написании своих статей Виктория Ивановна использует высказывания других исследователей книг А. П. Чехова для подтверждения своих мыслей или, наоборот, для спора с ними. В монографии «Поэтика прозы А. П. Чехова» присутствует 122 библиографических ссылки. Это говорит о глубоком знании автором критической литературы о писателе.

Внимание изучающих региональную литературу привлечет статья «Литературный фон в книге Чехова “Остров Сахалин”» в монографии «Поэтика прозы А. П. Чехова». Книга Чехова дала последующим поколениям не только исторические и этнографические знания, но и представила литературную жизнь Сахалина периода каторги. Первым сахалинским знакомым Чехова стал молодой почтовый чиновник господин Д. (по исследованиям М. Л. Семановой – Эдуард Дучинский), автор обличительного стихотворения «Сахалино», которое начиналось: «Скажите, доктор, ведь недаром...». Поклонник Лермонтова в прогулках с Чеховым читал ему стихи собственного сочинения. Некоторую философскую ценность имели стихи начинающего поэта, сахалинца Михаила Дмитриева. В качестве эпитафии на кресте, где был похоронен ссыльный фельдшер, Чехов отметил стихи еще одного местного поэта Е. Федорова. К поэзии неравнодушны местные чиновники: Ипполит Белый, начальник Корсаковского округа, Николай Ярцев, смотритель поселений Южного Сахалина. Богатейший литературный фон в публицистической книге «Остров Сахалин», как отметила Виктория Ивановна, обеспечен широкой палитрой имен: Д. Фонвизин, Н. Карамзин, А. Пушкин, Н. Лесков, А. Фет. Ощущается присутствие других писателей, неназванных Чеховым. Кро­ме простого упоминания Чеховым имен писателей, Виктория Ивановна отметила отдельные страницы «Острова Сахалина», которые по тону можно назвать гоголевскими или гаршинскими, или фетовскими. В качестве примера дано описание в духе Гоголя дома и быта семьи смотрителя тюрьмы в Дербинском В. Овчинникова. Не один раз применено сравнение сахалинских чиновников с литературными героями Держимордой и Яго, которые не признавали ничего, кроме кулаков. Литературный фон помог Чехову высказать свою авторскую позицию, отношение к миру и человеку, к вечным проблемам бытия.

Виктория Ивановна выявила в чеховской книге лермонтовские и пушкинские традиции, мотив встречи, констатировала, что «пейзажные описания составляют значительную и наиболее выразительную часть книги “Остров Сахалин”» [1, с. 110].

А. П. Чехов мечтал, что «Сахалин тем хорош, что он жил бы после меня 100 лет...». В трудах В. И. Чудиновой дана оценка книге «Остров Сахалин» после 120 лет со времени выхода в свет. Отмечена ее актуальность, как поставившей важнейшие социальные проблемы того времени. Многие из них актуальны и в наше время. Все художественные приемы писателя были направлены на конкретные цели: показать несостоятельность царской системы судопроизводства и наказания, которые калечат и уродуют человека. Исследования В.И. Чудиновой учат более внимательно читать книгу А. П. Чехова.

Список трудов В. И. Чудиновой

Библиографические записи расположены в обратной хронологии публикаций

Книги:

1. Поэтика прозы А. П. Чехова : монография / В. И. Чудинова ; ред. А. Сафонова. – Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2013. – 214 с.

2. Поэзия пушкинской поры : практикум по рус. лит. XIX в. / В. Чудинова ; Сахалин. гос. ун-т. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2003. – 23 с.

3. Методические указания к написанию учебно-исследовательских и научных работ по специальности «Филология». Реферат. Доклад. Контрольная, курсовая, дипломная работа: [учеб. пособие] / С. А. Веднева, Л. В. Дорофеева, В. И. Чудинова [и др.] ; Сахалин. гос. ун-т ; ред.: Л. И. Рублева, Т. С. Табаченко. – Южно- Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2001. – 112 с.

4. Организация самостоятельной работы студентов вуза / С. А. Веднева, Л. В. Дорофеева, В. И. Чудинова [и др.] ; Сахалин. гос. ун-т. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2001. – 123 с.

5. Поэтика исповеди в рассказах и повестях А. П. Чехова 80-х– начала 90-х годов : автореф. дис.... канд. филол. наук/ Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2001. – 19 с.

6. 50 сочинений для школьников и абитуриентов : практ. рук. / В. И. Чудинова ; отв. за вып. А. Смирнов. – Южно-Сахалинск : Сахалин. кн. изд-во, 1996. – 158 с.

Статьи в сборниках и периодических изданиях:

1. Поездка писателя на Сахалин // Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по центральному и северному Сахалину : турист. путеводитель. – Южно-Сахалинск, 2013. – С. 37–42.

2. Сахалин в творчестве Константина Станюковича // Сахалин и Курильские острова в литературе и периодической печати : сб. науч. ст. / Сахалин. гос. ун-т ; под ред. Е. А. Иконниковой, А. А. Степаненко. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2013. – С. 7–12.

3. «Светлый смех» в произведениях Чехова и Зощенко : очерк // Сахалин – 2013 : лит.-худож. сб. – Южно-Сахалинск, 2013. – С. 113–116.

4. А. П. Чехов и К. Станюкович // XV–XVI Чеховские чтения. 2012–2013 : сб. науч. ст. / сост.: А. А. Жук, Т. А. Сушкевич. – Южно-Сахалинск, 2013. – С. 43–53.

5. Концепт ДОМ в художественном пространстве рассказа В. Г. Короленко «Соколинец» // Филол. журн. – 2012. – Вып. 19. – С. 46–50.

6. Оппозиция «весна–осень» в творческом сознании А. П. Чехова // Чеховские чтения. 28 янв. 2011 г. – Южно-Сахалинск, 2011. – С. 73–82.

7. Весна позвала в дорогу: к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова / В. Чудинова ; зап. беседу Ю. Войнилович // Совет. Сахалин. – 2010. – 26 мая.

8. Гоголь в творческом сознании А. П. Чехова // Филол. журн. – 2010. – Вып. 17. – С. 39–43.

9. Мотив весны в творчестве А. П. Чехова // Чеховская весна : материалы регион. науч.-практ. конф. «Чеховиана: вчера, сегодня, завтра», (30–31 марта 2010 г.) / Сахалин. гос. ун-т, Ин-т филологии ; сост. В. И. Чудинова ; отв. ред. Т. С. Табаченко. – Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2010. – С. 5–8.

10. Символика света и тьмы в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // Чеховские чтения. А. П. Чехов и книга «Остров Сахалин» в движении эпох: век XIX – век XXI. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 28–33.

11. Чехов и Зощенко: к проблеме творческого влияния // Чеховские чтения. 29–30 янв. 2009 г. – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 8–15.

12. Медицинский ассоциативный фон в произведениях и письмах А. П. Чехова // Чеховские чтения. 29 янв. 2008 г. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 3–9.

13. Символика образа сада в художественном пространстве рассказов и повестей А. П. Чехова // Филол. журн. – 2008. – Вып. 15. – С. 65–71.

14. Мотив встречи в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // Чеховские чтения. 29 янв. 2007 г. Ориентиры сахалинского чеховедения в панораме XXI в. : (к 60-летию образования Сахалин. обл.). – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 11–16.

15. Мотив страдания в произведениях А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского // Чеховские чтения. 27 янв. 2006 г. – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 7–12.

16. Феномен публицистичности в текстах с культуроформирующей функцией // Филол. журн. – 2006. – Вып. XV. – С. 63–64.

17. Философско-публицистические основы русской поэзии 50–60-х гг. XX в.: общий обзор // Материалы XXXVII научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СахГУ. – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 239–242.

18. Художественное осмысление проблемы одиночества в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // А. П. Чехов в историко-культурном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы междунар. науч.-практ. конф., (21–30 сент. 2005 г., г. Южно-Сахалинск). – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 106–114.

19. Лермонтовское «притяжение» в творческом сознании А. П. Чехова // Филол. журн. – 2005. – Вып. XIII. – С. 52–56.

20. Пушкинские и лермонтовские традиции в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // VIII Чеховские чтения. Проблемы современного освоения творческого наследия А. П. Чехова, 28 янв. 2005 г. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 24–29.

21.  «Кому повем печаль мою?..» : (мотивы одиночества в творчестве А. П. Чехова) // Чеховские чтения. 29 янв. 2004 г. – Южно-Сахалинск, 2004. – С. 7–11.

22. Концепция спецкурса «А. П. Чехов в контексте русской литературы XIX–XX веков: традиции и новаторство» // Актуальные проблемы школьного и профессионального филологического образования: межвуз. сб. науч.-метод, работ // Сахалин. гос. ун-т; ред. Р. В. Якименко. – Южно-Сахалинск, 2004. – С. 124–139.

23. Литературный фон в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // О литературе Сахалина : сб. ст. / сост. С. А. Веднева. – Южно-Сахалинск, 2004. – С. 50–10.

24. Изобразительно-смысловое пространство исповеди в рассказах и повестях А. П. Чехова // Смысловое пространство текста : материалы конф. Камчат. гос. пед. ун-та. – Петропавловск-Камчатский, 2003. – С. 94–96.

25. Концепция музыки в рассказах и повестях А. П. Чехова // Ученые записки / Сахалин. гос. ун-т. – 2003. – Вып. 3. – С. 108–113.

26. «О, мои грехи...» : (исповедальные монологи в пьесах А.П. Чехова) // Чеховские чтения. «А. П. Чехов и театр: к 100-летию пьесы «Вишневый сад», 28 янв. 2003 г. – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 26–27.

27. Тема страха в пьесах «Чайка» и «Вишневый сад» / В. И. Чудинова, Ю. В. Другова // Чеховские чтения. «А.П. Чехов и театр: к 100-летию пьесы «Вишневый сад», 28 янв. 2003 г. – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 21–24.

28. Исповедальное начало в рассказах и повестях-ретроспекциях А. П. Чехо­ва («Драма на охоте», «Верочка», «Шампанское», «Рассказ госпожи NN», «Огни») // Филол. журн. – 2002. – Вып. XI. – С. 41–47.

29. Мотивы «музыки природы» в рассказах и повестях А. П. Чехова // Актуальные проблемы методики преподавания филологических дисциплин в вузе и школе : III Маймановские чтения : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. – Южно-Сахалинск, 2002. – С. 176–177.

30. «Музыка» природы в рассказах и повестях А.П. Чехова // Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы второй науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева. – Москва, 2002. – С. 173–175.

31. «Труд Чехова не понят и не оценен»: (В. М. Дорошевич о книге «Остров Сахалин») // Чеховские чтения: Сахалин, чеховедение: ист. опыт, современные проблемы. – Южно-Сахалинск, 2002. – С. 14–17.

32. Полифункциональность пейзажей в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // «А. П. Чехов и Сахалин» на пороге третьего тысячелетия : материалы междунар. науч. конф., 29–30 сент. 2000 г. – Южно-Сахалинск, 2001. – С. 107–115.

33. Поэтика исповеди и проблемы человеческого общения в рассказах А. П. Чехова // Филол. журн. – 2001. – Вып. X. – С. 113–116.

34. Пространственная организация рассказов и повестей А. П. Чехова исповедального типа («Степь», «Дуэль», «Страх») // Поэтика русской и зарубежной прозы : тез. докл. междунар. науч. конф. (Южно-Сахалинск, 17 мая 2001 г.). – Южно-Сахалинск, 2001. – С. 26–28.

35. Исповедь как жанрообразующий принцип ранней прозы А. П. Чехова // Филол. журн. – 2000. – Вып. IX. – С. 132–136.

36. Литературные реминисценции как форма выражения авторского сознания в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // Чеховские чтения. Книга «Остров Сахалин» и ее значение в науке и мировой культуре : (к 105-летию выхода первого изд. кн.), 28 янв. 2000 г. – Южно-Сахалинск, 2000. – С. 3–5.

37. Формы выражения авторского сознания в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» // Краевед. бюл. – 2000. – № 3. – С. 107–117.

38. «Что в имени тебе моем...?» : [о книге «А. С. Пушкин : шк. энциклопедический словарь»] // Губерн. ведомости. – 2000. – 12 янв. – С. 8.

39. Концепция любви в лирике А. С. Пушкина // Филол. журн. – 1999. – Вып. VIII. – С. 12–20.

40. Случай и «прозрение» героя в повести А. С. Пушкина «Гробовщик» и рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» // Чеховские чтения, 29 янв. 1999 г. – Южно-Сахалинск. – 1999. – С. 22–25.

41. Средства психологической характеристики персонажей в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» // Пушкинские чтения : творчество А. С. Пушкина в контексте современных наук : тез. науч. конф. – Южно-Сахалинск, 1999. – С. 10–13.

42. А. П. Чехов в зеркале современной критики // Чеховские чтения, 28–29 янв. 1998 г. – Южно-Сахалинск, 1998. – С. 17–18.

43. Монолог-исповедь героя как характерная черта психологизма в творчестве А. П. Чехова // «Наука сегодня: проблемы и перспективы» : тез. науч.-практ. конф. молодых исследователей. – Южно-Сахалинск, 1996. – С. 9–11.

44. Монолог-исповедь как характерная черта психологизма А. П. Чехова в повести «Степь» // Филол. журн. – 1996. – Вып. V. – С. 187–195.

45. Чехов и Сахалин в книге Д. Рейфилда «Чехов. Эволюция творчества». Лондон. 1975 // Чехов и Сахалин : докл. и сообщ. междунар. науч. конф., 28–29 сент. 1995 г. – Южно-Сахалинск, 1996. – С. 150–162.

46. Исповедальное начало монологов как характерная черта психологизма А. П. Чехова в повести «Степь» // Материалы XXX научно-методической конференции преподавателей ЮСГПИ (апр. 1995 г.). Ч. 2. – Южно-Сахалинск, 1995. – С. 53–61.

47. Своеобразие жанра рассказа-исповеди в творчестве А. П. Чехова // Филол. журн. – 1995. – № 4. – С. 56–61.

48. Фразеологизмы в современных газетных текстах // Филол. журн. – 1993. – № 2. – С. 72–82.

В. И. Чудинова составитель, редактор:

1. Чеховская весна : материалы регион, науч.-практ. конф. «Чеховиана: вчера, сегодня, завтра», (30–31 марта 2010 г.) / Сахалин. гос. ун-т, Ин-т филологии ; сост. В. И. Чудинова ; отв. ред. Т. С. Табаченко. – Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2010. – 98 с.

2. Хрестоматия : (отечественная литература XVIII в.) : (пособие для школьников 7–9 кл.) / сост.: Л. И. Рублева, В. И. Чудинова ; Южно-Сахалин. пед. ин-т. – Южно-Сахалинск, 1995. – 272 с. – (В мире шк. лит.).

3. Хрестоматия : (рус. лит. первой половины XIX в.) : пособие для школьников 7–9 кл. / сост.: Р. Якименко, В. И. Чудинова. – Южно-Сахалинск, 1996. – 272 с. – (В мире шк. лит.).

XVII Чеховские чтения : материалы научно-практической конференции, 29-30 января 2014 г. / ГБУК «Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» ; [сост. А. А. Жук]. – Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2014. – С. 127–136.