И. А. Кокорина

Из истории кораблей, упомянутых в книге А. П. Чехова «Остров Сахалин»

«Прибытие того или иного корабля на Сахалин становится вехой, точкой отсчета нового жизненного этапа многих сахалинцев в XIX в. (Чехов, А. П. Остров Сахалин / А. П. Чехов. – Южно-Сахалинск, 2005).

«Доброволец» – это не название конкретного парохода, а обозначение корабля «Добровольного флота». Идея создания крейсерского торгового морского, а не каботажного (прибрежного) тихоокеанского флота возникла в 1878 г. по предложению Общества для содействия Русскому торговому мореходству в Москве. Был образован Комитет по устройству Добровольного флота на пожертвования частных лиц («от копейки до ста тысяч рублей»). Повсеместно началась подписка на патриотические на­родные взносы. Сумма превзошла все ожидания – почти 4 миллиона рублей. К приобретаемым судам предъявлялись высокие требования: скорость не менее 13 узлов, способность брать уголь на 20 суток, прочность – достаточная, чтобы нести шесть восьмидюймовых орудий. Предполагалось, что в случае военных действий эти суда переоборудуются для военных нужд.

Первые три корабля были приобретены 6 июня 1878 г. секретно (на имя мануфактур-советника В. Грибанова) у Гамбургско-Американского пароходного общества. «Гользация» стала «Россией» (капитан – Н. М. Баранов), «Гаммония» – «Москвой» (капитан – Н. М. Копылов), а «Тюрингия» – «Петербургом» (капитан – П. П. Андреев). Суда имели водоизмещение свыше пяти тысяч тонн, скорость хода – до 14 узлов. Четвертым приобретен английский пароход «Саксония», переименованный в «Нижний Новгород», в честь города, чьи пожертвования были значительными. Такой порядок наименования пароходов «Доб- рофлота» сохранился и в последующие годы строительства или покупки кораблей. С мая 1879 года по август 1898 эти корабли занимались транспортировкой войск из Турции, грузов из черноморских портов. Вскоре возник план использования «Доброфлота» в мирное время в патриотических целях «постоянного производительного плавания на Восток во имя государственных интересов».

7 июня 1879 г. в первый пробный рейс на Сахалин снялся пароход «Нижний Новгород», на борту которого находилось 600 ссыльнокаторжных и 45,5 пудов продовольственного груза (мука, мануфактура, табак, кожа, парфюмерия и 31 пуд ... игральных карт). 29 июля (с заходом во Владивосток) пароход прибыл в Дуэ. На обратном пути «Нижний Новгород» опять зашел во Владивосток и в тот же день ушел в Россию, взяв пассажиров и положив начало правильным (регулярным) рейсам из Одессы на Дальний Восток, а в обратном направлении – между китайскими, японскими портами и Россией. Суда «Доб рофлота» перевозили из России не только каторжан, солдат и боеприпасы, но и переселенцев (с 1883 г.), почту (с 1881 г.), что ускорило колонизацию дальневосточных окраин России. За 10 лет суда «Доброфлота» совершили 53 рейса на Дальний Восток и обратно, перевезя 39 тыс. пассажиров, 5,3 млн. пудов груза, в том числе 900 тысяч пудов чая.

На пароходе «Петербург» А. П. Чехов возвращался с Сахалина. В ночь с 13 на 14 октября «Петербург» из Корсаковского порта взял курс на Владивосток, из которого 19 октября для уставшего писателя началось морское путешествие по Тихому и Индийскому океанам, по Южно-Китайскому, Красному, Средиземному, Черному морям. Он увидел Гонконг, Сингапур, Цейлон, Порт-Саид, Константинополь и после 44-суточного плавания в декабре 1890 г. прибыл в порт Одесса. На этом же пароходе Чеховым были отправлены на Сахалин книги.

Пароход «Петербург» – один из первых «Добровольцев», послуживших России (с 1878 г.) 14 с половиной лет, позже переименованный в учебное судно «Березань». Оно имело длину 340 футов (72 м), ширину 35 футов (11 м), водоизмещение – 5096 тонн. Машина мощностью в 1,9 тысячи лошадиных сил развивала скорость 13,3 узла.

Во времена путешествия Чехова капитаном на «Петербурге» служил К. Шишмарев, а судовым врачом А. В. Щербак, много кого моря и Камчаткой. Рейсы «Владивостока» продвигали вывоз местной продукции (в первый же год с Сахалина и Камчатки во Владивосток было привезено продукции на полтора миллиона рублей). В XVI главе книги Чехов рассказывает о прибытии парохода «Владивосток» в Александровск 19 октября 1889 г.: «... на пароходе Добровольного флота «Владивосток» прибыло 300 женщин свободного состояния, подростков и детей. Плыли они из Владивостока трое-четверо суток на холоде, без горячей пищи..». Пароход пришел поздно ночью, пассажиров «выгружали с 12 до 02 часов ночи. Женщин и детей заперли на пристани», «вещи пассажиров свалили в беспорядке» и без охраны.

В 1893 г. «Владивосток» выскочил на камни мыса «Святой Николай» и погиб. Вскоре его заменил пароход «Хабаровск».

Наряду с пароходами «Доброфлота», Чехов говорит и о военных кораблях. Клипер (судно, отличающееся быстротой хода, тремя мачтами) «Всадник» был построен в 1860 г., водоизмещением 1069 тонн, вооружен пятью орудиями, исключен из списков флота в 1881 г.

Уже в I главе Чехов пишет: «На рейде мы застали военные суда «Бобр» и «Тунгус». Во II главе говорится: «Приамурский генерал-губернатор барон А. Н. Корф прибыл на Сахалин 19 июля на военном судне «Бобр».

«Бобр» – это канонерская лодка (паровое военное судно, имеющее две или три голых мачты и до трех поворотных орудий). Она построена в Финляндии в 1885 г. Вступила в строй в 1886 г. Ее водоизмещение до 1187 тонн, длина – 60,3 м, ширина – 10,7 м, скорость – 11,2 узлов, вооружение – 10 орудий, экипаж – 11 офицеров и 159 нижних чинов. Весной 1887 г. лодка была направлена на Дальний Восток в состав Сибирской флотилии. Под командой капитана И. Н. Чайковского она находилась в Чемульпо и принимала участие в охране миссии в Сеуле. В 1890 г. (командир П. С. Павловский) лодка принимала участие в гидрографической описи залива Америка (Находка), а в 1891 г. входила в состав эскадры цесаревича Николая на ДВ. Позже несла охрану Командорских островов. Лодка затонула в Порт-Артуре 26 декабря 1904 г. от попадания японских снарядов.

Шхуна (парусное судно с косыми парусами) «Тунгус» (однотипная с «Ермаком») была построена в 1870 г. и приведена из Кронштадта к устью Амура. В этом походе в должности ревизора служил мичман С. О. Макаров. Водоизмещение ее – 706,3 тонны, вооружение - четыре орудия; с этой шхуны делались гидрографические работы в Японском море, в Амурском лимане. Она служила караульным судном (брандвахта) в бухте «Золотой Рог»; переоборудована под транспорт в 1893 г., а в 1912 г. исключена из списков флота.

В ХХП главе Чехов описывает как 29 июня 1886 г. «Тунгус» подобрал около Дуэ бежавших 12 дней назад каторжан, а через два часа поднялся шторм, и шхуна не смогла пристать к Сахалину.

Почти анекдотичный случай с поимкой беглых, но уже в японском порту Хакодате, где стоял клипер «Крейсер», рассказывает Чехов в той же главе. Это случай, когда беглые (убийцы, напавшие на Крильонский маяк) изображали иностранцев, но были изобличены офицером клипера, отдавшего команду на русском языке.

Клипер «Крейсер» заложен в 1873 г. по крейсерской программе как головной корабль среди других, с устрашающими именами: «Джигит», «Разбойник», «Стрелок», «Наездник», «Пластун», «Вестник», «Опричник». Корпус клипера должен быть железный, с деревянной наружной обшивкой, машина должна была быть усовершенствованной, но ее не успели подготовить к сроку. Достроили его в 1876 г. Он вооружен 13-ю орудиями. В 1906 г. клипер стал учебным судном, а в 1909 г. его переименовали в «Волхов» и зачислили в разряд транспортов. Он исключен из списков флота в 1911 г. ...V?»»

А. П. Чехов упоминает еще две шхуны: «Манджур» и «Ермак». В XIV главе он приводит пример о попытке переселения на Сахалин 100 душ осенью 1869 г., отправленных на транспорте «Манджур». Этот пароход, построенный в 1858 г., имеет водоизмещение 816 тонн. В 1883 г. его исключили из списков флота. А в 1887 г. была построена канонерская лодка с таким же названием (водоизмещение – 1418 тонн, вооружение – 14 орудий). На транспорте «Манджур» (под командой А. К. Шефнера) в 1860 г. в бухту «Золотой Рог» была доставлена команда, основавшая пост Владивосток.

Имя «Ермак» носило одно из первых судов «Российско-Американской компании». Ледокол адмирала С. О. Макарова также был назван «Ермаком». В 1849 г. это имя выбрал для своей шхуны сын адмирала И. Ф. Крузенштерна Павел. Шхуна погибла через 12 лет во льдах Карского моря. На пароходе «Ермак» Чехов плыл по Шилке. Шхуна «Ермак» Доброфлота была построена в 1870 г., а затонула в Порт-Артуре в 1905 г.

Наиболее подробно дано в книге «Остров Сахалин» описание парохода «Байкал»: и внешний вид его, и обслуживание, и попутчики, и настроение автора, и пейзажи за кормой. Для дальневосточников имя «Байкал» говорит о многих кораблях. Первый из них был построен в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1848 г. (длина – 28,5 м, ширина – 7,5 м, вместимость – 250 тонн). Командир транспорта Г. И. Невельской доказал, что Сахалин – остров. «Байкал» затонул в 1871 г. в бухте «Золотой Рог». В 1882 г. был приписан к порту Владивосток пароход «Байкал», построенный в Англии в 1879 г. Судно имело три палубы, две мачты и машины мощностью 360 л. с., длина его – 69,4 м, ширина – 9 м, вместимость – более 1100 тонн. Владельцем судна был купец из Владивостока М. Г. Шевелев. «Байкал» летом ходил на линии Владивосток-Николаевск, осенью и зимой – в Японию и Китай. Чехов описывает отправление на «Байкале» 8 июля 1890 г. в п. Александровск, а через два месяца на юг Сахалина.

Таким образом, по книге «Остров Сахалин» А. П. Чехова можно проследить историю освоения и заселения Дальнего Востока русскими людьми, прибывшими на грузопасажирских кораблях, военных судах, ставших позже легендами российского флота.

IX Чеховские чтения: А. П. Чехов и проблемы нравственного здоровья общества, 27 янв. 2006 г. / Управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска, Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2006. – С. 19–24.