В. А. Малышева 

Книга А. П. Чехова «Остров Сахалин»: структура читательских интересов

(по результатам анкетирования пользователей муниципальных библиотек) 

На этой конференции мы услышали много интересных докладов, выступлений, в которых ученые самым подробным образом и с самых различных точек зрения рассматривают книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин», внимательнейшим образом разбирая текст этого произведения, подвергая изучению факты, изложенные в ней, доискиваясь до смысла слов и суждений писателя. И это замечательно, потому что помогает лучше понять и произведение, и эпоху, в которую оно создавалось. Несомненно, что это – самые внимательные его читатели. Но когда И. Е. Гитович в своем выступлении сказала, что Чехов, когда писал эту необычную для себя книгу, думал о читателе, я полагаю, что все-таки он имел в виду тех будущих своих читателей, кого принято называть «публикой», то есть обычных людей. В том числе и приходящих каждый день в библиотеки. Мнение таких читателей мне и хотелось бы довести до уважаемых участников конференции.

Известно, что поездка писателя на о. Сахалин отразилась на всем его последующем творчестве, оставила глубокий след в сознании. Но она стала также одним из главных событий для жителей островного края: имя Чехова навечно вписано в историю области. Открыт музей, названы его именем город, улица и театр, установлены памятники, формируются библиотечные фонды, проводятся мероприятия. Кажется, нет ни одного сахалинца, кто бы ни слышал этого имени с детства, кто бы ни знал о его книге «Остров Сахалин». Гостям острова обязательно расскажут о нем, покажут места, связанные с его именем.

И все-таки насколько этот интерес глубок, кто является читателем книги, с какой целью жители области берут ее в руки, что для них значат в XXI веке имя Чехова, его творчество – вот вопросы, на которые хотелось получить ответы. С этой целью было проведено анкетирование, в котором приняли участие 383 читателя из 15 ЦБС и эксперты-библиотекари 8 ЦБС Сахалинской области.

В результате опроса экспертной группы установлено, что книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» есть во всех библиотеках и доступна всем пользователям. Основными группами, обращающимися к этой книге, по мнению экспертов, являются учащиеся, студенты, преподаватели, библиотекари. Их интерес эксперты объясняют учебными и профессиональными потребностями: так, преподаватели рекомендуют эту книгу в соответствии с учебной программой, а библиотечные работники используют книгу «Остров Сахалин» в просветительских целях: при организации выставок, бесед, обзоров, других мероприятий краеведческой тематики. Среди других групп называются пенсионеры, читательский интерес которых заключается в самостоятельном знакомстве с историей родного края.

Насколько мнение библиотекарей совпадает с действительным положением дел? Провести сравнительный анализ помогли ответы на вопросы анкеты, распространенной среди пользователей библиотек области. Возрастной состав респондентов колеблется от 14 до 65 лет, в том числе: 33,0% – свыше 50 лет, 17,9% – от 40 до 50 лет, 14,8% – до 20 лет, 12,6% – от 30 до 40 лет, 10,2% – от 20 до 30 лет.

По образованию респонденты распределились следующим образом: 37,6% имеют высшее образование, 24,0% – среднее специальное, 21,0% – среднее, 8,8% – неполное среднее, 2,5% – незакончен­ное высшее, то есть образовательный уровень опрошенных достаточно высок. Среди респондентов – педагоги (18,8%), работники культуры и искусства (11,3%), учащиеся (9,9%), пенсионеры (9,6%), рабочие (9,3%), инженерно-технические работники (6,0%), работники торговли (5,2%), студенты (5,0%), экономисты и бухгалтеры (3,6%), служащие (3,0%), медицинские работники (2,7%), юристы (2,5%), предприниматели и бизнесмены (1,4%), домохозяйки (1,0%), безработные и временно неработающие (0,8%).

Опрос показал, что книга А.П. Чехова «Остров Сахалин» востребована и в XXI веке: 35,4% респондентов впервые прочли ее в 2000–2005 годах, 17,6% – в 90-е годы, 23,0% – в 80-е, 14,3% – в 70-е, 8,8% – в 60-е, 3,0% – в 50-е. Причем 5,0% впервые прочитавших книгу в прошлом столетии заново перечли ее в 2001–2005 годах.

На вопрос: «Чем привлекает вас книга «Остров Сахалин»?» 53,8 % ответили – научными сведениями, 31,4% – художественностью изображения действительности, 15,1% оставили этот вопрос без ответа.

По мнению респондентов, наибольший интерес вызывают сведения о типах, изображенных в книге, – 62,4% ответов, о населенных пунктах – 62,0%, о правовом положении населения – 59,3%, о нравах, царящих на каторге, – 53,8%, о климате – 41,8%, о политзаключенных – 38,2%, о сельском хозяйстве – 19,0%, о медицинском обслуживании –17,3%. Кроме этого, несколько анкет содержали ответы: о положении детей на острове, описание природы, история.

Вопрос о личном вкладе А. П. Чехова в историю Сахалина вызвал затруднения, об этом можно судить по тому, что на него ответили чуть больше трети респондентов. При этом большая часть ответив­ших 34,9% – считают заслугой Чехова то, что он своей книгой привлек в свое время внимание общественности, правительства к острову, открыл его России и миру; 29,5% отмечают перепись населе­ния; 18,6% ставят в заслугу автору книги правду («впервые была сказана вся правда об острове и жизни людей», «книга – исторический и правдивый документ»), 9,3% – подробное описание Сахалина того времени, 0,8% считают книгу «Остров Сахалин» прежде всего научным исследованием, вкладом Чехова в изучение истории островного края. Отдельные ответы признают заслугу Чехова в отмене каторги, физических наказаний, сборе книг для сахалинских школ.

Для 42,6% респондентов Чехов это писатель («великий», «превосходный», «любимый», «мастер рассказа», «замечательный драматург», «классик», «писатель с мировым именем», «в поэзии Пушкин, в прозе – Чехов»). Для 18,4% респондентов Чехов, прежде всего, настоящий русский интеллигент, гуманист, добрый человек. 6,9% называют его маяком, совестью, гордостью России, национальным достоянием, общественным деятелем («Чехов – наше всё»), 4,1 % опрошенных считают Чехова патриотом, 2,8% – историком, а 2,2% видят в нем путешественника. Одна студентка написала в анкете: «Красивый мужчина».

На вопрос: «Считаете ли вы поездку Чехова на Сахалин подвижничеством?» 88,5% ответили «да», 5,5% так не считают. Более того, некоторые из респондентов видят роль Чехова негативной, так как, по их мнению, Антон Павлович доказал своей книгой, что на острове можно только работать, а жить постоянно нельзя. Более того, книга Чехова так напугала соотечественников и мировое сообщество, что люди до сих пор боятся одного только слова «Сахалин». Один из респондентов написал: «Лучше бы он не ездил и книгу не писал». Одним словом, некоторые жители области считают, что Чехов поработал над созданием отрицательного, как сейчас принято говорить, имиджа острова.

Тем, кто считает поездку А. П. Чехова гражданским подвигом, было предложено ответить на такой вопрос: «Кого из современников вы могли бы сравнить с писателем по масштабу гражданской позиции?». Среди предложенных кандидатур на первом месте (38,0% ответов) – имя А. Солженицына, затем с большим отрывом (10,5%) имя А. Сахарова, 3,9% назвали детского доктора Л. Рошаля, 3,0% – В. Пикуля, 1,4% – Д. Лихачева. Остальные ответы распределились следующим образом: 19,7% респондентов назвали (от 1 до 4 раз) фамилии писателей, таких, как В. Шукшин, М. Шолохов, В. Высоцкий, А. Приставкин, В. Распутин, В. Астафьев, Ф. Искандер, Ф. Абрамов; кинорежиссера С. Говорухина. Интересно, что, помимо современников, названы фамилии Л. Толстого, В. Дорошевича, А. Радищева. 3,3% назвали имена политиков и общественных деятелей, таких, как президент В. Путин, К. Собчак, мать Тереза, декабристов, двое респондентов назвали погибшего в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И. Фархутдинова. У неожиданно достаточно большого количества респондентов (4,4%) имя «Чехов» ассоциируется с именами путешественников: Ж. Кусто, Т. Хейердала, П. Семенова-Тяншанского, даже с X. Колумбом («Колумб открыл Америку, А. Чехов – каторжный Сахалин»), Называют и имена «кинопутешественника» Ю. Сенкевича, а также А. Пескова и Н. Дроздова. В то же время 37,1 % вообще не дали ответа на этот вопрос, а 15,2% считают, что Чехова не с кем из современников сравнить («сейчас нет таких людей, таких патриотов»; «сейчас люди думают только о себе и деньгах»; «никто из современников не может подняться до уровня Чехова»; «ему нет равных»; «некого поставить рядом»; «не знаю таких людей, мне такие не встречались»).

И, наконец, какие места Сахалинской области, связанные с именем Антона Павловича Чехова, знают читатели его книги? Большинство назвали г. Александровск-Сахалинский (38,2%), на втором месте с. Чехов (34,8%), дом-музей Чехова в г. Александровске-Сахалинском (24,7%), далее по убывающей: Владимировка (15,9%), пик Чехова (14,3%), Чехов-центр (12,0%), г. Корсаков (10,4%), музей одной книги в г. Южно-Сахалинске (8,8%), маяк в г. Александровске-Сахалинском (6,6%), с. Тымовское (2,7%), тоннель в г. Александровске-Сахалинском (2,5%), с. Дуэ (1,4%), областной краеведческий музей (1,0%). 7,4% респондентов назвали по одному-два раза другие населенные пункты: Мгачи, Рыковское, Галкино-Враское, памятники (в том числе в сквере у СахОУНБ, ныне сквер им. А. П. Чехова), улицу. Большинство из опрошенных когда-то успели посетить эти места. Так, 33,8% были в Александровске-Сахалинском, из них 8,8 посещали музей этого города, 29,0 были в Чехов-центре, 17,0 – в с. Чехов, 6,3 – в г. Корсакове, 5,8 – поднимались на пик Чехова, 4,1 побывали в музее одной книги, 3,3 – в Тымовском, 1,6 – в областном краеведческом музее. Вместе с тем анкеты отразили желание многих респондентов пройти маршрутом Чехова, посетить те места, которые он видел когда-то, сравнить впечатления («жаль, что нет экскурсионных маршрутов у нас на Сахалине, связанных с именем Чехова, доступных к тому же обычным людям»; «хотелось бы посмотреть все, где был Чехов» – каждая восьмая анкета содержала такие пожелания). Один из респондентов, житель г. Холмска, предложил достаточно радикальное средство: «Надо, чтобы мэр нашего города закупал путевки по Чеховским местам Сахалина и отправлял по ним всех школьников, а взрослые пусть сами ездят, получая путевки на предприятиях или в своих организациях. Сахалинцы должны знать свою историю не только из книжек». Оказалось немало желающих побывать в Международном театральном Чехов-центре в г. Южно- Сахалинске, но не просто так, а посмотреть спектакль по произведениям Чехова или о нем. Среди респондентов, жителей различных районов области, есть такие, кто мечтает посетить музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Многие респонденты выразили сожаление о том, что в связи с изменением жизненных обстоятельств не могут побывать в музеях Чехова в Ялте, Мелихове, Таганроге, Москве, хотя когда-то собирались сделать это.

Результаты анкетирования дают материал для некоторых, может быть, самых общих выводов. Во-первых, они подтверждают мнение экспертов об основных группах пользователей, обращающихся к книге А. П. Чехова «Остров Сахалин». Действительно, это преподаватели, учащиеся, работники культуры и искусства. Но в то же время анкетирование показало, что интерес к книге есть у представителей самых широких слоев населения. И он далеко не всегда связан со школьной или вузовской программой. Люди обращаются к книге, как к правдивому историческому документу, да к тому же написанному высокоху­дожественным языком, не только писателем с мировым именем, но и человеком высоких моральных качеств, гуманистом, «увидевшим среди каторжан страдающих людей», как написал один из респондентов. То есть немалая доля интереса связана с доверием к автору, к фактам и событиям, которые он описал.

Ответы на вопросы анкеты позволили увидеть, что восприятие и оценка ее содержания не всегда зависят от образования или рода занятий респондентов, достаточно часто ответы рабочего или 14-летнего школьника более глубокие, точные, чем человека с высшим образованием. Так, например, одна из респондентов, торговый работник с высшим образованием, ответила, что ей интересно было узнать из книги А. П. Чехова о судьбе политических каторжан на острове.

Вместе с тем удивили и обрадовали интерес молодых к книге, искренность их суждений. Например, 15-летняя школьница на вопрос, что для вас значит имя «Чехов», ответила очень просто и, на мой взгляд, емко: «Я его уважаю», молодой человек 20 лет: «Это – мой современник».

Из анализа ответов на вопросы анкеты видно, что книга А.П. Чехова «Остров Сахалин» имеет для молодых читателей и большое воспитательное значение. Так, одна из школьниц написала, что ей стало стыдно плохо учиться, когда она прочла о том, в каких условиях занимались школьники времен каторжного Сахалина. Еще несколько молодых людей пишут, что их потрясло положение детей на острове, желание матерей увидеть их скорее мертвыми, чем обреченными на голодную и холодную жизнь, на всевозможные страдания.

Но нельзя не увидеть и того, что для большинства молодых людей события, описанные в книге, – далекая история, и сама книга прежде всего научный исторический документ.

Библиотечных работников результаты анкетирования, по всей видимости, заставят обратить внимание не только на массовые формы популяризации книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», но и на индивидуальные: прежде всего, на викторины и беседы при сдаче прочитанной книги с целью выявления, насколько хорошо читатель понял содержание, запомнил факты. Например, некоторые респонденты написали, что хотят побывать в с. Чехов с целью посещения дома-музея писателя, которого, как известно, там никогда не было. Хорошо бы, вероятно, в библиотеках иметь карту Сахалина с маршрутом А. П. Чехова, с обозначением прежних и настоящих названий мест, где бывал писатель, так как из ответов на вопросы анкеты видно: некоторые респонденты не знают, где какой населенный пункт находится. И конечно, есть над чем задуматься органам, ответственным за развитие туризма в нашей области. Анкетирование показало, что, к счастью, сахалинцы и курильчане заботятся не только о своем теле – полежать и погреться на пляжах Турции, Греции или других экзотических стран, но и о душе – побывать в местах, связанных с именем одного из великих писателей России, яснее понять причины, которые заставили его отправиться на край света; постараться ощутить связь времен. Главное, чтобы все было организовано и доступно. С сожалением респонденты отмечают отсутствие красочной, интересной рекламы музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин», Александровск-Сахалинского дома-музея А.П. Чехова, открыток, буклетов, календарей, посвященных пребыванию писателя на Сахалине.

Результаты анкетирования дают повод задуматься и журналистам. Ведь от них в немалой степени зависят формирование моральных авторитетов, открытие новых имен, достойных вызвать гордость за своих современников. И то что более 15% респондентов не видят в современной России людей не просто умных и талантливых, но граждан и патриотов, способных действительно сочетать свои интересы с инте­ресами общества, что-то делать ради блага людей, – это следствие той информации, которую получаем из СМИ. На самом деле такие люди есть. Могут возразить, что их мало, но их никогда не было слишком много. Однако, как известно, влияние таких людей на общество зависит не от количества, а от качества личности.

И в заключение. Лично для меня важным оказалось то, что результаты проведенного анкетирования опровергают мнение писателя Андрея Битова (современного русского прозаика, кинодраматурга, лау­реата многих литературных премий, президента Русского ПЕН-клуба, как его представляет журнал «Литература»), Он утверждал в своей статье «Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин», опублико­ванной в 2004 году в этом журнале, что «...книгу «Остров Сахалин»... кроме специалистов, никто не прочитал». Как мы видим, читают самые разные люди, так как хотят знать историю земли, на которой живут, и имена своих великих соотечественников. Читают и в других местах России, читают и за рубежом. И будут читать, и будут писать в анкетах: «Чехов – мой современник». А что касается титулов... Чехов, как известно, вместе с Короленко отказался от звания почетного академика Петербургской академии наук в знак несогласия с решением академии об исключении Горького по причине его поли­тической неблагонадежности. Да и многие ли помнят или знают, что ему была пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения или что он пожалован орденом св. Станислава третьей степени «за отличное усердие в делах народного просвещения»? За награды ли мы его ценим? По мнению А. Битова, «Сахалин хранит о Чехове благодарную память: их посетил великий человек!». В этом утверждении только половина правды. Да, храним благодарную память. Но не за то, что «посетил» – посещали нас и другие писатели, а за то, что (как пишут в анкетах респонденты разных возрастов, образования и социального статуса) он «милость к падшим призывал», и за то, что обращается к лучшему в человеке, за то, что будит в нас совесть. За то, что многое сделал в результате своей поездки, в том числе написал книгу, сделал перепись, прислал книги на остров. Не случайно респонденты в анкетах сравнивают Чехова с декабристами. Ведь на самом деле (как считают некоторые исследователи) главный подвиг декабристов не в том, что они нашли в себе мужество выйти на Сенатскую площадь, а в том, как достойно и мужественно вели себя в сибирской ссылке, в повседневном, нелегком быту, являя собой пример от­ношения к жизни, к людям. Именно благодаря декабристам нарастал в купеческом, на тот момент, краю тонкий культурный слой. Поездка Чехова на Сахалин способствовала этому же. Как написала одна мо­лодая читательница, участница проведенного анкетирования, в газете «Сахалинский моряк», книга Чехова заставляет «помнить о том, что наши предки жертвовали собой ради благополучия потомков». «Будучи мастером слова, прекрасным психологом, – продолжает она, – Чехов вводит нас в ту эпоху, когда состоялось его путешествие, дает нам шанс переместиться во времени и больше узнать об истории род­ного края, края, где я родилась». А ее сверстница вторит ей: «Я благодарна А. П. Чехову и за его внимание к нуждам поселенцев, и за его помощь детям сахалинских каторжан, и за его удивительную книгу «Остров Сахалин» и хочу, чтобы никто и никогда больше не написал: «Сахалин – это место невыносимых страданий».

А. П. Чехов в историко-культурном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы международной научно-практической конференции (21-30 сентября 2005 г., Южно-Сахалинск) / Управление культуры Сахалинской области ; редкол.: Р. А. Блинова (гл. ред.) [и др.]. - Южно-Сахалинск : Лукоморье, 2006. – С. 64–71.