Н. А. Павловская

Чеховиана скульптора В. Чеботарева 

За тридцатилетний период творческой деятельности сахалинским скульптором В. Чеботаревым выполнено свыше ста самых различных работ: памятники, скульптурные портреты, декоративные композиции, памятные доски, среди которых одни из самых дорогих и любимых им – чеховской тематики. Не ставлю перед собой задачу оценивать и соизмерять художественную ценность работ скульптора со многими созданными памятниками монументальной скульптуры, а постараюсь показать творческий путь Чеботарева, отмечая лишь только его произведения чеховской тематики.

К чеховской теме Чеботарев пришел, будучи известным, успешно работающим в жанрах скульптурного портрета. Было уже много созданных им работ, участие в зональных и областных выставках. Владимир Николаевич вспоминает, что зашел к нему еще в конце 1980-х годов Георгий Мироманов – известный краевед, чеховед, который рассказал о своей поездке в Германию. В курортном городе Баденвейлере, где скончался наш великий русский писатель Антон Павлович Чехов, Мироманов увидел лишь постамент от когда-то созданного бюста писателю скульптора Н. Шлейфера. В годы первой мировой войны бронзовый бюст был переплавлен. Тогда и пришло решение сделать памятник А. П. Чехову для Баденвейлера. Существенную поддержку оказал А. Губер, который работал заведующим отделом сахалинской газеты «Молодая гвардия», публиковавший большое количество статей чеховской тематики. Положительно отнеслись к этому замыслу скульптора областные и городские власти, выделив для этой цели средства на покупку бронзы.

Неоднократно Чеботарев менял акценты в поисках пластической версии, достойной оригинала. Создавая объем рельефно, выявляя лобные кости, скулы, складки лица, в то же время сглаживал неров­ности, а морщинки под глазами обозначил небольшими легкими царапинами...

Огромных сил требовала эта работа; скульптор искал композицию, размер, пластическое решение и т. д. Поиски проходили в трудах и сомнениях. Было желание сделать своего Чехова таким, каким представ­лял его сам. Требовалось избежать повторений и найти свой подход, чтобы выразить историческую оценку творчества личности писателя.

В. Чеботарев перечитывал произведения писателя, книги, статьи о его жизни и о творчестве, а также пересмотрел огромное количество фотографий и портретов Чехова. Лишь, когда прочитал письма Антона Павловича – все! – Чехов вошел в его душу навсегда. Тогда и пришло решение, каким будет его Чехов.

В создании этой первой «чеховской» работы («А. П. Чехов». Бюст. Бронза. 80x60x50) проявился высокий профессионализм скульптора, личное нехрестоматийное восприятие образа писателя. Чеботарев изобразил Антона Павловича в период его путешествия на Сахалин, уставшего, нездорового, погруженного в проблемы соотечественников, но узнаваемого и дорогого всем. Законченная гипсовая (еще не отлитая в бронзе) модель памятника была выставлена для обозрения публике в Доме политического просвещения. Сахалинцы смогли посмотреть, оценить работу скульптора и высказать свое мнение.

В газете «Молодая гвардия» были опубликованы высказывания некоторых сахалинцев. Например, Холюченко писал: «Благородна сама цель: на земле ФРГ установить памятник великому гуманисту А. П. Чехову, тем более, что это – дар от жителей самой далекой окраины, некогда «каторжного» острова Российской империи. Этот жест сахалинцев... несет определенный вклад в торжество общечеловеческих ценностей». А вот мнение Ю. Сошникова, главного архитектора г. Южно-Сахалинска: «Убежден, что этот бюст – несомненная творческая находка автора В. Н. Чеботарева, и что нашей культуре и истории не хватает именно таких произведений, рожденных замыслом наших земляков. Думаю, что этот бюст может быть тиражирован и, кроме Баденвейлера, установлен в городе, у музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» для воспитания в народе главного – культуры, духовности, сопричастности к истории народа». Как видим, такая трактовка образа Чехова была принята положительно жителями Сахалина, как и решение подарить этот памятник г. Баденвейлеру.

В 1989 г. на центральной площади около здания городской администрации г. Долинска Сахалинской области был установлен памятник А. П. Чехову. Это бронзовый бюст на габбро-диоритовом постаменте. 240x60x50. Великий русский писатель Чехов смотрит на окружающее сквозь призму накопленного опыта, и это очень добрый, заинтересованный взгляд. Внимание автора скульптурного портрета со­средоточено на духовном мире писателя, в образе которого преобладают черты благородства и внутренней красоты.

В интервью, отвечая на вопросы журналиста газеты «Южно-Сахалинск», скульптор сказал: «...у каждого художника свое видение сути образа... У меня, например, два бюста Чехова – установленные в Долинске и в Баденвейлере. Это версии одного оригинала, причем в определенный период жизни писателя, когда его уже одолевала болезнь, но все равно они во многом различны. Мой баденвейлерский Антон Павлович более уставший и умудренный, более отстраненный, чем Антон Павлович долинский. Потому что между двумя этими памятниками был временный разрыв».

В 1990 году Тимур Мироманов и Чеботарев принимали активное участие в доставке бюста Чехова в Германию. От Москвы, где Министерством культуры была выделена машина марки «ГАЗ», они двое суток ехали в ФРГ через Украину, Венгрию, Австрию. По прибытии в Германию россиянам был оказан теплый прием бургомистром Баденвейлера господином Бауэртом и его заместителем, который постоянно восклицал на русском языке: «Фантастика, фантастика!.. Сахалин-Германия – это фантастика!». Он поражался тому огромному расстоянию, которое отделяет эти два места на земном шаре. В 1992 г. в немецкой газете «Гутен таг» была дана информация: «В небольшом швардцвальском городе Баденвейлере (земля Баден-Вюртемберг) в мае появится памятник А. П. Чехову... Бюст Чехова создал скульптор Владимир Чеботарев. По случаю открытия памятника московский музей подарил Баденвейлеру фотокомпозицию о жизни и творчестве писателя».

Торжественное открытие бюста А. П. Чехова состоялось 5 мая 1992 г. Однако присутствовать на этой церемонии Чеботареву не удалось. Г.Мироманов долгое время не показывал приглашение из Баденвейлера, поэтому на оформление визы в Германию не хватило времени. В результате вместо Чеботарева поехал сын Мироманова – Тимур.

Большим творческим событием на Сахалине была персональная выставка Владимира Николаевича Чеботарева в честь его 50-летия, на которой было представлено более 30 работ мастера. Среди них впер­вые экспонировался гипсовый бюст А. П. Чехова. (90x80x40), создан ный скульптором в 1990 г.

В 1995 г., по заказу мэрии города Южно-Сахалинска, была установлена памятная доска с барельефом А. П. Чехова на жилом доме по ул. Чехова, 2. Другая работа – это памятник А. П. Чехову, установленный на территории музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Включение скульптуры в архитектурный и природный фон обеспечивает ей наибольшую выразительность. Можно считать, что бюст А. П. Чехова органично вписался на территории музея. Мы видим и отмечаем камерность данного монумента по сравнению с памятником А. П. Чехову около здания областной научной библиотеки работы московского скульптора А. А. Тюренкова. Среди работ Чеботарева есть и чеховские персонажи. По заказу музея книги «Остров Сахалин» скульптор сделал фигуру каторжанина Красивого.

Богатство внутреннего мира писателя А. П. Чехова, неисчерпаемость его натуры дают возможность многим творческим людям сказать о нем свое слово. Сказать такое слово в камне удалось и скульптору В. Н. Чеботареву.

VIII Чеховские чтения: Проблемы современного освоения творческого наследия А. П. Чехова : (к 110-летию выхода книги «Остров Сахалин»), 28 янв. 2005 г. / Управление культуры и туризма администрации г. Южно-Сахалинска, Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». – Южно-Сахалинск : Лукоморье, 2005. – С. 49–51.