Павловская Н. А.

Произведения Чехова на виниловых пластинках: обзор коллекции фонотеки Сахалинской областной универсальной научной библиотеки

В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка была главным аудионосителем, часто недорогим и доступным. Для нас, живущих в XXI веке, виниловые пластинки стали своеобразным символом эпохи, когда почти в каждом доме был электропроигрыватель или патефон, с помощью которых прослушивалась отечественная и зарубежная музыка, театральные постановки, сказки для детей. Это была массовая музыкальная культура, к которой приобщалось огромное количество слушателей, ведь виниловые пластинки выпускались миллионными тиражами.

Появлению электропроигрывателя и виниловой пластинки предшествовало несколько важных изобретений. Все они были направлены на то, чтобы избавиться от недостатков граммофонов: сильных шумов при воспроизведении, низкого качества записи, быстрого износа и малой вместимости шеллачных дисков. В России первый граммофон появился в 1897 году, в том же году была сделана первая запись на русском языке. В 1901 году английским акционерным обществом «Gramophone» в Риге была организована первая фабрика грампластинок в России. Вскоре было открыто пять представительств фирмы «Gramophone»: в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Тифлисе и Риге.

За 1901–1913 годы объём выпуска граммофонной продукции в России вырос в сотни раз – с 100-200 тысяч до 28 миллионов экземпляров. В 1910 году под Москвой открылся крупнейший в России Апрелевский завод по производству грампластинок. К 1914 году Россия занимала одно из первых мест в мире по выпуску аудиопродукции и её реализации, а к 1915 году в стране работало уже шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов пластинок в год.

Чеховские произведения так замечательно написаны, что их хочется читать вслух, а ещё слушать в записи. Особенно если звучат они в исполнении выдающихся мастеров искусства, чьи трактовки дают возможность глубже понять авторский замысел. Ведь голос мастера-чтеца передаёт чувства и настроения, основные черты характера и мотивы поведения героев, их взаимоотношения. Видимо, по этой причине так много чеховских рассказов, повестей и пьес было записано на пластинки – сначала граммофонные, а затем виниловые.

В дореволюционный период огромное количество граммофонных фирм поставляло основную массу пластинок на российский рынок. Ещё на заре грамзаписи в России акционерным обществом «Граммофонъ Ко» рассказы Чехова были записаны на граммофонные диски одними из первых. Тогда, когда слушали романсы Анастасии Вяльцевой и шутки клоунского дуэта «Бим-Бом» в грамзаписи, звучали и рассказы Антона Павловича Чехова: «Канитель» в 1909 году (Х-61186) и «Хирургия» в 1912 году (Х-616134) в исполнении Б. С. Борисова (Гурович).

В 1930-х годах фирмой «Грампласттрест» было издано несколько пластинок с чеховскими произведениями. Например, в 1934 году был записан рассказ «Канитель», но уже в исполнении А. М. Азарина и М. А. Кравчуновской (Апрелевский завод, № 70). В 1935 году были записаны сцена Лопахина из 3-го акта спектакля А. П. Чехова «Вишнёвый сад» в исполнении Л. М. Леонидова (Ногинский завод, № 597) и сцена Раневской и Трофимова из того же спектакля в исполнении О. Л. Книппер-Чеховой и В. А. Орлова (СовСонг, № 3083). В том же 1935 году рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» записан в исполнении Азарина (Мессерер) и И. И. Лагутина (СовСонг, № 3101), а также рассказ «Злой мальчик» в исполнении М. А. Кравчуновской (СовСонг, № 3120, 3121). В 1936 году записаны на пластинки монолог Тузенбаха из 3-го акта пьесы «Три сестры» в исполнении В. И. Качалова (Ногинский завод, № 04505), рассказ «Лошадиная фамилия» в исполнении И. М. Москвина (Ногинский завод, № 04545-04546). В 1937 году был записан на две пластинки рассказ «Длинный язык» в исполнении Е. М. Грановской (Ленмузтрест, Ленинградский завод, № 910-11 и № 912-13). В 1938 году – запись рассказа «Канитель» в исполнении М. М. Блюменталь-Тамариной и И. М. Москвина (Апрелевский завод, № 6443). В 1945 году были записаны рассказы «С женой поссорился», «Ушла» в исполнении О. Н. Абдулова (Апрелевский завод № 12685, № 12686).

Первые записи произведений А. П. Чехова были очень далеки от совершенства, но уже само их появление было важным и значительным событием. Многие граммофонные записи тех далёких лет впоследствии были перезаписаны на виниловые пластинки.

Советская граммофонная пластинка продолжала развитие: в 1950 году был освоен выпуск бесшеллачных пластинок, в 1951 году записана первая долгоиграющая пластинка, а в 1960 году выпущена первая стереофоническая пластинка.

В 1964 году была основана Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей, в её структуру вошёл и Апрелевский завод. Представляя отечественное искусство на Родине и за рубежом, на всех континентах, «Мелодия» стала символом национального музыкального достояния многих поколений. Сегодня «Мелодия» особое внимание уделяет актуальным, современным проектам. В их числе производство аудиокниг литературно-музыкальных композиций, представляющих шедевры русской литературы в исполнении великих актёров и чтецов прошлого и настоящего. В середине 2014 года фирма «Мелодия» планировала вернуться к серийному выпуску виниловых пластинок. Первый за 22 года винил «Мелодия» продала в 2013 году, но это была лимитированная серия.

Сахалинская областная универсальная научная библиотека (СахОУНБ) является культурным, образовательным и информационным центром. В библиотеке проводятся самые различные мероприятия: литературные и музыкальные вечера, круглые столы, презентации книг, конкурсы, творческие встречи и выставки. В Зале имени А. П. Чехова СахОУНБ, открытие которого состоялось 29 января 2016 года, собраны документы, рассказывающие о широком интересе к личности и творчеству писателя у нас в стране и за рубежом. Прежде всего, это книжный фонд – произведения писателя и книги о его жизни и творчестве, здесь же расположена и фонотека, включающая как CD-диски, так и коллекцию виниловых пластинок, на которых представлена классическая и эстрадная музыка, музыкально-сценические произведения, литературные записи, в том числе и чеховских произведений.

Коллекция виниловых пластинок насчитывает около 12 тысяч экземпляров. Это первый в СахОУНБ фонд на нетрадиционных носителях. Он формировался с 1974 года путём поступлений грампластинок из Москвы (Апрелевский завод «Мелодия»), покупок в магазинах города и за счёт даров читателей. Сначала фонотека в библиотеке была частью музыкально-нотного отдела, затем отдела литературы и искусства. Коллекция виниловых пластинок активно использовалась в массовой работе сотрудниками библиотеки, особенно в 60-90-е годы. Часто пластинки выдавались для проведения мероприятий в учреждениях культуры, искусства и образования областного центра.

Грампластинки хранятся в конвертах (обязательно с полиэтиленовой, целлофановой или бумажной прокладкой), вложенных в картонные коробки, которые поставлены на ребро. Коллекция размещена далеко от источников тепла и прямых солнечных лучей. В 2010 году в фонотеку отдела литературы и искусства были приобретены проигрыватели японского производства и появилась возможность не только прослушивать виниловые пластинки, но и производить с них запись на электронный носитель.

Грампластинка – прекрасное средство глубокого познания и эстетического, эмоционального освоения литературного произведения. В большом количестве в СахОУНБ представлены литературные записи рассказов А. П. Чехова, которые изучаются в средней школе. Ниже представлены эти материалы из нашей фонотеки:

- А. П. Чехов. «Человек в футляре», рассказ (отрывок). Читает В. Ларионов. «Крыжовник», рассказ (отрывок). Читает Д. Журавлёв. «Ионыч» (отрывок). Читает Ю. Кольцов (Д-23261, Д-23262). На пластинке: «Фонохрестоматия по литературе для IX класса».

- А. П. Чехов. «Вишнёвый сад», действия 1, 2, 3 (отрывки); «Вишнёвый сад» (финальная сцена). А. П. Чехов. «Дядя Ваня» (сцена Астрова и Сони). «Три сестры» (финальная сцена). Исполняют артисты МХАТа СССР (Д-23263, Д-23264). На пластинке: «Фонохрестоматия по литературе для IX класса».

- А. П. Чехов. «Каштанка», инсценированный рассказ. Исполняют: от автора - В. Качалов, дрессировщик – А. Грибов, столяр – В. Попов, Федюшка – Е. Морес (Д-16427, Д-16428). А. П. Чехов. «Дама с собачкой», рассказ. Читает Д. Журавлёв (Д-05820, Д-05821).

- А. П. Чехов. «Душечка», рассказ. Читает И. Ильинский (Д– 10607, Д-10608).

- А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», рассказ. Читает И. Москвин (запись 1936 года). «Канитель», инсценированный рассказ. Исполняют И. Москвин, М. Блюменталь-Тамарина (запись 1938 года). «Хороший конец», инсценированный рассказ. Исполняют М. Тарханов, Е. Саульская (запись 1946 года) (Д-5760, Д-5761).

- А. П. Чехов. «Юбилей». Шутка в одном действии. Исполняют Шипучин – В. Якут, Татьяна Алексеевна, его жена, – Т. Ленникова, Хирин – А. Грибов, Мерчуткина – Е. Понсова, Ведущий – А. Смирнов (Д-6523, Д-6524).

- А. П. Чехов. «Дом с мезонином» (Рассказ художника). Читает Д. Журавлёв (Д-012375, Д-012376).

- А. П. Чехов. «Галерея шарлатанов. Сатирические рассказы Антона Чехова»: «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Симулянты», «На магнетическом сеансе». Исполняют: А. Грибов, В. Попов, А. Пирогов, Д. Шутов, В. Гузарева, А. Покровский, Л. Кошукова, А. Муравьёв, М. Тарханов, В. Любимов (М 40 47339 005).

- А. П. Чехов. «Вишнёвый сад», фрагмент из спектакля. Инсценированные рассказы «Хамелеон» и «Канитель». На пластинке: «Иван Москвин. Творческий портрет» (Д-012303, Д-012304).

- А. П. Чехов. «Три сестры», фрагмент из спектакля. «Каштанка». На пластинке: «Алексей Грибов. Творческий портрет» (Д- 024551, Д-024552).

- А. П. Чехов. «Иванов», сцена из 2-го действия спектакля Театра имени Ленинского комсомола. Исполняют: Иванов – Е. Леонов, Саша – Т. Дербенёва, Лебедев – Н. Скоробогатов, Боркин – И. Шувалов, Львов – В. Речман, Шабельский – А. Шишко. На пластинке: «Евгений Леонов. Творческий портрет» (М 40–42563, М 40- 42564).

- А. П. Чехов. «Беззащитное существо», инсценированный рассказ (в сокращении). На пластинке: «Фаина Раневская. Творческий портрет» (М 40—47607 008).

- А. П. Чехов. «Лебединая песня», драматический этюд в одном действии, фрагмент. Исполняют: старый актёр – М. Прудкин, суфлёр – Н. Шавыкин. На пластинке: «Марк Прудкин. Творческий портрет» (М 40 47599 004).

- А. П. Чехов. «Иванов», фрагмент спектакля МХАТа. Исполняют: Шабельский - М. Прудкин, Сара - И. Мирошниченко, Лебедев - А. Попов; комментирует М. Прудкин. На пластинке: «Марк Прудкин. Творческий портрет» (М 40^2481, М 40-42482).

- А. П. Чехов. «Три сестры». Спектакль МХАТ СССР. Исполняют актёры: Прозоров – В. Станицын, Наташа – А. Георгиевская, Ольга – К. Еланская, Маша – А. Тарасова, Ирина – А. Степанова, Кулыгин – В. Орлов, Вершинин – М. Болдуман, Тузенбах – П. Массальский, Солёный – Б. Ливанов, Чебутыкин – А. Грибов, Федотик – Н. Дорохин, Родэ – В. Белокуров, Ферапонт – В. Попов, Анфиса – И. Соколовская, пояснительный текст читает А. Дорменко (Д-09647-52, комплект из 3-х грампластинок).

- А. П. Чехов. «Дядя Ваня». Исполняют: Астров – Н. К. Симонов, Соня – Е. П. Карякина. А. П. Чехов. «Иванов». Исполняет И. О. Горбачёв. На пластинке: «Российско-Александринский-Пушкинский: к 225-летию Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Фрагменты спектаклей» (М 40-43487-90).

Пластинка уже давно стала настоящей коллекционной редкостью, а обладание такой коллекцией ставит её владельца в ранг особых ценителей действительно качественного звука, который «теплее» бездушного цифрового звучания современных электронных аудиодисков. Прошёл «золотой век» звукозаписи, но пластинки остались, и есть возможность слушать чеховские произведения... Сохраним же их для будущих поколений.

Литература

1. Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатлённого звука. – Москва : Искусство, – 1963. – 256 с.

2. Грюнберг П. Ранняя грамзапись в России. Конец XIX – начало XX в. // Вопросы истории. – 2010. – № 12. – С. 39–51.

3. Железный А. И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. – Киев : Музыкальная Украйина, – 1989. – 279 с.

XIX Чеховские чтения : материалы региональной научной конференции, 28–29 января 2016 года / Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» ; [сост.: А. А. Степаненко, Е. П. Фирсова ; отв. ред. А. А. Степаненко]. – Южно-Сахалинск, 2016. – С. 181–186.