Пухова Е. С.

Опыт создания настольной игры «Чехов на Сахалине» по книге А. П. Чехова «Остров Сахалин»

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чем-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения[1].

Двадцатый век стал золотым для настольных игр. Появились разнообразные игры, некоторые были нацелены просто на развлечение, другие развивали математическое мышление и интеллект, третьи моделировали разные ситуации. Современные, качественные настольные игры, в большинстве своем, это ролевые игры, моделирующие различные ситуации или особенности какой-либо профессии, часто направленные на развитие интеллекта игроков, которые теперь уже не просто играют в них, но объединяются в клубы, издают журналы и ведут блоги[2].

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке уже не первый год существует совместный с компанией «Мосигра» проект «Игротека в библиотеке». Всем посетителям данного мероприятия предлагается целый спектр разнообразных настольных игр для всех возрастов, проводятся турниры по настольным играм и презентации новых игр. «Игротека в библиотеке» пользуется большой популярностью у сахалинцев. Так, в период проведения «Игротеки» в новогодние каникулы в читальном зале СахОУНБ собирается более 80 человек. В основном это дети школьного возраста и молодёжь.

Такой вид занимательного и интересного времяпрепровождения, как настольная игра и её привлекательность, особенно среди молодёжи, привлёк внимание сотрудников отдела краеведения Сахалинской областной универсальной научной библиотеки. Они выступили с инициативой использовать игру для продвижения краеведческих знаний. Так возник проект авторской краеведческой настольной игры, который хорошо соотносится с такими задачами развития библиотечного краеведения как:

  • Создание и поддержание интереса к чтению
  • Продвижение краеведческих знаний
  • Стимулирование интереса к изучению родного края
  • Организация интересного и интеллектуального досуга для пользователей библиотеки.

Работа над авторской настольной игрой началась с разработки концепции игры. На решение вопроса о тематике игры повлиял тот факт, что в 2015 году, который был объявлен Годом литературы, исполняется 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, 125 лет со дня пребывания писателя на Сахалине, и 120 лет со времени выхода отдельным изданием его книги «Остров Сахалин». В связи с этими тремя важными датами, было решено взять в основу концепции настольной игры сюжет книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». В дальнейшем были определены цели и задачи данного проекта.

Цель проекта: используя игровую форму, стимулировать интерес жителей и гостей Сахалинской области к произведению А. П. Чехова «Остров Сахалин».

Задачи: предоставить возможность сахалинцам и гостям региона прочитать или перечитать книгу Чехова с помощью интерактивной формы в виде настольной игры.

Целевая аудитория: жители и гости Сахалинской области в возрасте от 14 лет.

Длительность игрового сеанса: от 1 часа.

Количество игроков: до 8 человек.

После разработки общей концепции и тематики игры, наступил достаточно сложный этап создания настольной игры – проработка механики игры.

Механика настольной игры – это набор способов и вариантов действий, которые совершают игроки в ходе партии[3].

При работе над механикой были поставлены следующие задачи: сделать игру интересной и относительно простой для игроков, при этом сохранить ее игровой баланс, интеллектуальную составляющую, тематику (сахалинская каторга) и историчность (имеется в виду соответствие настольной игры сюжету книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»).

Общие правила настольной игры «Чехов на Сахалине» такие: перед игроками представляется уникальная возможность повторить сахалинское путешествие Антона Павловича Чехова, посетить населённые пункты Сахалина и провести в них перепись местного населения. Игрок проходит от первого до последнего населенного пункта, в которых побывал писатель, в каждом поселении или посту игрок берёт карточку. На карточке находится информация о данном месте (цитата из книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»), количество очков и количество опрошенных поселенцев и каторжан. Информация на карточке меняется в зависимости от того или иного пункта. Количество опрошенного населения записывается игроком в специальную таблицу и в конце игры эти данные подсчитываются и выигрывает тот игрок, который «опросил» больше людей. Полученные игроком очки также понадобятся игроку. Чтобы игра не казалось скучной, были включены некоторые «неожиданности», которые могут произойти с игроком: например, при переходе от поселения к поселению на игрока может напасть беглый каторжанин и отобрать все опросные листы, или же у игрока при любовании сахалинскими видами так улучшится настроение и увеличится энергия, что в следующем поселении он «опросит» в два раза больше поселенцев и каторжан. Вариантов таких неожиданностей много. Однако игрок может и предотвратить негативные события, которые могут с ним случиться. В каждом поселении игроку предлагается посетить торговую лавку, где можно за полученные игроком очки купить волшебный амулет, устраняющий негативное событие, нанять поселенца в помощь, купить снадобье, придающее силы игроку и т. д.

В целом в игре, как и в жизни, большую роль играют случайные факторы, но у игроков есть также возможность повлиять на ход игры, благодаря своей находчивости.

Так как игра сделана по мотивам книги, то в качестве художественного оформления игры была выбрана книжная тематика. Игровое поле и карточки нарисованы в специальной программе, использовались изображения состаренной бумаги. В карточках использованы цитаты из книги «Остров Сахалин» для полного включения в тематику игры, которые к тому же создают некоторый антураж, вокруг которого строится игровой процесс.

Презентация и первая апробация настольной игры «Чехов на Сахалине» прошла 24 апреля 2015 года в рамках Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь-2015». Участники активно влились в игровой процесс: передвигались по населённым пунктам, опрашивали каторжан и поселенцев, покупали в торговой лавке предметы и снадобья коренных народов, помогающие в игровом процессе. В пути с игроками происходили различные события: их грабили беглые каторжане, они сталкивались с ненастной погодой, находили клады… Настольная игра «Чехов на Сахалине» получила множество положительных откликов. Красочный дизайн игры, несложные правила, увлекательные и неожиданные повороты игрового процесса – это немногое из того, что хвалили участники настольной игры.

Данная игра имеет множество вариантов и возможностей её использования:

  • В качестве интеллектуального досуга на мероприятиях Сахалинской областной универсальной научной библиотеки и других учреждений культуры Сахалинской области.
  • В качестве закрепления знаний о книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» в образовательных учреждениях, где это произведение входит в учебную программу.
  • При тиражировании, игра может стать доступной для всех интересующихся творчеством А.П. Чехова и историей Сахалина, а также всех желающих полезно и занимательно провести время.

Настольная игра «Чехов на Сахалине» первая и пока единственная в Сахалинской области авторская настольная игра, созданная по мотивам книги.  Помимо всего прочего она обладает множеством полезных положительных качеств: игра способствует развитию таких личных качеств человека, как любознательность, логическое и образное мышление, внимание, находчивость, расширяет кругозор. Игра вызывает и поддерживает интерес к творчеству писателя А. П. Чехова и к истории острова Сахалин, таким образом, становясь одним из средств популяризации книги «Остров Сахалин», ну и, к тому же, является средством привлечения интереса к творчеству А. П. Чехова и средством полезного времяпрепровождения.


[1] Википедия. Настольная игра [Электрон. ресурс]. –  Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра

[2] Песвианидзе Л. Настольные игры: зачем они нужны? [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : old.rolemancer.ru/rolemancer/nastolnye-igry-zachem-oni-nuzhny

[3] Тапилин Ю. Немного о настольных разработках [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : www.boardgamer.ru/nemnogo-o-nastolnyx-razrabotkax

Сборник материалов международной научно-практической конференции «Остров Сахалин – открытый финал», 13–20 сентября 2015 г., г. Южно-Сахалинск, г. Александровск-Сахалинский / [Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области ; отв. сост. А. Степаненко]. – Южно-Сахалинск : Сахалин. кн. изд-во, 2016. – С. 236–238.